Дипломная по теме: Совершенствование системы управления персоналом на предприятии. ЦБПТОИК ООО «СУРГУТГАЗПРОМ»

Название работы: Совершенствование системы управления персоналом на предприятии. ЦБПТОИК ООО «СУРГУТГАЗПРОМ»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

98 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ 7

1.1. Сущность и значение персонала на предприятии 7

1.2. Факторы влияющие на набор и отбор персонала 13

1.3. Показатели, характеризующие деятельность персонала 19

1.4. Современные тенденции по совершенствованию деятельности персонала 30

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЦБПТОИК ООО «СУРГУТГАЗПРОМ» 38

2.1 Краткая характеристика и основные технико-экономические показатели ЦБПТОиК 38

2.2. Анализ качественного и количественного состава персонала предприятия ЦБПТОиК 45

2.3. Анализ факторов влияющих на деятельность персонала ЦБПТОиК 51

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ЦБПТОИК ООО «СУРГУТГАЗПРОМ» 59

3.1. Практические предложения по развитию квалификационного состава персонала ЦБПТОиК ООО «Сургутгазпром» 59

3.1.1. Введение должности заместителя начальника по персоналу 59

3.1.2. Повышение квалификации персонала 62

3.1.3. Совершенствование системы оценки персонала 63

3.1.4. Совершенствование адаптации персонала 65

3.1.5. Совершенствование подбора персонала 67

3.1.6. Совершенствование мотивации персонала 69

3.1.7. Формирование устойчивого морально-психологического климата 75

3.2. Расчет годового экономического эффекта от предложенных мероприятий 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94

ПРИЛОЖЕНИЯ97

Выдержка:

Введение:

Одним из ключевых факторов производства любого вида товаров и услуг наряду с инвестиционным капиталом (основными фондами и оборотными средствами) являются трудовые ресурсы. В современных условиях именно трудовые ресурсы рассматривают как наиболее ценный капитал, которым располагает предприятие. Научно-технический прогресс и связанное с ним резкое увеличение доли наукоемких технологий обусловливает рост требований к профессиональным, социально-психологическим качествам и культурному уровню работника. Эффективное управление трудовыми ресурсами как особая функция деятельности, связанной с наймом работников, их обучением, оценкой и оплатой их труда, является важной предпосылкой для эффективного функционирования производства. Подготовленные и квалифицированные работники, находящиеся в штате предприятия, называются его персоналом, или кадрами.

Таким образом, функционирование производства всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства играют, конечно же, важную роль, но производственных успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации.

Концепция подготовки специалистов в области управления персоналом базируется на тех достижениях в области обучения экономике, организации производства и труда, управлению, которые сегодня уже общепризнанны. Однако еще в 70-х годах требовался более серьезный подход к вопросам формирования кадровой политики при обучении экономике, организации и управлению предприятием. В последующие годы, особенно в конце 80-х годов, эти вопросы приобрели все большее значение, особенно в связи с развитием направлений науки, связанных с вопросами принятия решений или исследования поведения работников в процессе трудовой деятельности. В России управление персоналом стало формироваться как самостоятельное направление управления лишь в начале 90-х годов. В первую очередь это было обусловлено распадом командно-административной системы, предоставлением организациям самостоятельности, развитием рыночных отношений и предпринимательства и, главным образом, осознанием того, что в центре развития экономики находится человек. Человеческие ресурсы превратились в стратегический ресурс организации.

Глава 3:

ЦБПТОИК — это прежде всего люди. Поэтому особое внимание стоит уделить коррекции и правильной постановке системы подбора кадров. А чтобы грамотно сформировать критерии отбора специалистов, необходимо сформулировать и зафиксировать основные цели, ценности компании, принципы работы и правила поведения, принятые в данной структуре. Через эту призму критериев и просматривают сотрудников, желающих трудоустроиться на ЦБПТОИК. Помимо классической работы с документами уместно провести 2-3 расширенных собеседования, на которых не только выявляются профессиональные навыки и определяются личностные характеристики кандидатов, но и с помощью положительно зарекомендовавших себя методик определяются цели и ценности сотрудника, свойственные ему стратегии поведения в повседневных ситуациях, тестируются его способности реагирования в кризисные моменты. Если прослеживается совпадение полученных данных о сотруднике с ценностями организации, то его можно рассматривать, как кандидатуру на заполнение вакансии. Если нет, то вероятность того, что разность позиций породит конфликт очень велика.

Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. "Я возлагаю на Вас большие надежды и хочу, чтобы Вы работали хорошо" - говорит руководитель. Однако, при такой постановке вопроса он имеет все шансы разочароваться в подчиненном. Чтобы этого не произошло для каждого сотрудника придется расшифровать слово "хорошо", т.е. четко определить критерии оценки его труда, сформулировать обязанности, обозначить зону ответственности и пределы полномочий. Причем все это закрепляется системой стимулирования труда.

Система стимулирования сама по себе может являться хорошим методом управления конфликтами. Но ее использование должно быть просчитано, дабы не получить результаты прямо противоположные ожидаемым.

Возникающие раздоры между отделами (например, сбыта и маркетинга, весьма часто конфликтующих) нейтрализуется постановкой общих целей для всей этой структуры, а не порознь для каждого отдела. Хорошие результаты дает изменение системы оценки работы. Так, деятельность отдела сбыта может оцениваться не только по количеству реализованной продукции, но и по объему и качеству информации, предоставленной отделу маркетинга. Или по тому, как реализуются специальные мероприятия, рекомендованные маркетологами для сбытовиков.

Хорошо сближают сотрудников и корпоративные праздники ЦБПТОИК, где общение в неформальной обстановке способствует сближению, нахождению общих интересных тем не связанных с работой.

Специалисты по конфликтологии подчеркивают, что каждая спорная ситуация имеет рациональное зерно. Образно говоря, она вскрывает "нарывы" появившиеся на теле организации. Эти нарывы можно удалить с помощью хирургического вмешательства, например, понизив в должности воинствующих сотрудников или вовсе уволив их. Такой жесткий подход через боль и стресс участвующих в конфликте людей приведет организацию к выздоровлению. Однако, самое лучшее — еще на стадии "царапины", т.е. мелких разногласий провести профилактические мероприятия. К таким мероприятиям и относится обучение персонала навыкам бесконфликтного общения. Это тренинги или специальные занятия, на которых сотрудники учатся говорить о том, что их не устраивает не задевая личностных интересов друг друга.

Заключение:

Управление персоналом связано с разработкой и реализацией политики, включающей планирование, наем, выбор, размещение рабочей силы, обучение и подготовку работников, продвижение по работе, карьеру, методы и стандарты оплаты труда, условия работы, формальные и неформальные связи.

Эффективность использования труда каждого отдельного работника зависит от его способности выполнять требуемые функции и прилежания (мотивации), с которыми эти функции выполняются. Под способностью в данном случае понимается наличие у сотрудника необходимых профессиональных навыков, достаточной физической силы и выносливости, сообразительности, общей культуры и т.п.

Концепция работы с персоналом требует определения стратегических целей, технологических принципов и конкретных кадровых мероприятий. Конкретизация этих параметров, сделанная с учетом специфики корпоративной культуры может быть названа кадровой политикой организации.

Умения выполнять профессиональные обязанности не достаточно для достижения целей организации, поскольку каким бы квалифицированным ни был работник, его производительность будет зависеть от желания работать или от мотивации к труду. Мотивация труда является основным фактором повышения результативности деятельности работников, поэтому, исходя из опыта зарубежных компаний можно выделить основные пути устранения недостатков, допускаемых при управлении фирмой отечественными руководителями: мате¬риальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и неденежное стимулирование.

Для управления персоналом компании на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профес¬сиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели компании.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний план» действия. Поэтому для конеч¬ного успеха большое значение имеет максимальное совпадение целей работника и компании.

Практическая часть работы была выполнена на материалах ЦБПТОИК.

Изучая показатели экономической деятельности ЦБПТОИК, можно отметить, что за 2003 г. резко снизился объем оптовой торговли предприятия, также снизилась и себестоимость торгово-закупочной деятельности, в результате чего за отчетный период ЦБПТОИК получило прибыль от продажи товаров в размере 24 тыс.р., тогда как за 2002 г. ее было в 1,92 раза больше. Численность работников ЦБПТОИК за 2002-2003 гг. уменьшилась, сумма среднемесячной заработной платы уменьшилась в 1,29 раза. Производительность труда снижается более быстрыми темпами, чем среднемесячная сумма заработной платы, что является отрицательным фактором в организации труда на предприятии.

Похожие работы на данную тему