Введение:
Настоящая работа написана с учетом изменений, произошедших за последние годы в Российском государственном управлении. Сейчас, когда административное право претерпевает коренной пересморт его фундоментальных положений, взглядов на сущность управленческой деятельности, когда не только переосмысливаются многие административно-правовые нормы и институты, но и происходит отход от традиционных схем организации системы государственного управления, по-новому должен изучаться администативное право. Это связанно с тем, что социальные отношения, регулируемые администативным правом, подвергаются наиболее радикальным изменениям в ходе осуществления в стране политической, административной и экономической реформ.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции Российской Федерации и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием. Конституция Российской Федерации закрепила новую модель российского федерализма, явилась мощным стимулом дальнейшего развития госдурственности народов, проживающих на ее территории.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По Конституции РФ (ст. 77) система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и с общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Республики в составе Российской Федерации самостоятельно определяют систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.
Проблемы национально-государственного устройства Российской Федерации, перспективы развития федеративных отношений, прошлое, настоящее и будущее республик, в том числе и в Республике Тыва, в связи с принятием новой Конституции и подписанем Федеративного Договора предсталяют большой интерес для науки и практики государсвтенного строительства.
В Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации говорится, что республики (государства) в составе Российской Федерации имеют всю полноту государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на всоей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Субъекты федерации самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти, возглавляют презумцию компетентности субъектов России.
Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на только Конституцией и федеральными законами, но и договорами, что способствует развертыванию инициативы республик, укреплению их самостоятельности.
Названые проблемы содержат в себе перспективы для исследования теории и пратики государственного и конституционного строительства в целом, в том числе и государственно-конституционного строительства Республики Тыва, как полноправного субъекта Российской Федерации.
Глава 3:
Государственные учреждения, желая улучшить показатели работы сосредоточивают внимание на росте экономии, продуктивности, каче¬ства, эффективности. Уточним данные понятия.
Экономия связана с вкладом в процесс, «входами», это стремление сделать минимальной цену добытых или используемых ресурсов с учетом качества «входов». Скажем, в производстве социальных услуг (образовательных, медицинских и т. п.) это означает минимально снизить бюджетные расходы, вложения средств при одновременном, сохранении качества образовательных, медицинских услуг. В таком случае говорят о бережливости, бережливом расходовании народных средств в общественно значимых социальных сферах.
Продуктивность связана с соотношением между затратами и выпуском. С учетом имеющихся целей и средств их достижения ее можно определить как минимизацию затрат на программу (скажем, образовательную, оздоровительно-экологическую и т. п.) по сравнению с выгодами от нее. Если заданная политической властью, правительством (муниципальной властью) программа выполнена по возможности с минимальной затратой средств, то о такой программе говорят как о продуктивной или рентабельной. То есть речь идет о том, чтобы потратить меньше, а получить больше. Этого можно добиться, сделав минимальными затраты, средства (на входе) по сравнению с выгодами) (на выходе) или, наоборот, максимальными выгодами по сравнению] с затратами, или и то и другое сразу. Решающий фактор в этом соотношении - процесс преобразования затрат в выгоды. Если затрат больше, чем выгоды в процессе реализации программы, говорят о затратной программе (непродуктивной, нерентабельной).
Качество выпускаемых товаров (услуг) оценивается как степень соответствия (товара или услуги) предварительно установленному стандарту и обоснованным требованиям всех потребителей.
Когда говорит о качестве предоставляемых государством услуг, то подчеркивают, и используют такие термины, как надежность, долговечность, удобство обслуживания, эффективность работы, внешнее оформление. Множественность характеристик качества объясняет существование часто конкурирующих целей и планов в области качество исходящих от разных подразделений одной организации. Термин «цепная реакция качества» определяет эти взаимоотношения характе¬ристик.
Эффективность (от лат. effectus — исполнение, действие как результат, следствие каких-то мер, шагов) — синоним «действен¬ность» — относится к достижению того, чего мы хотим добиться. Это согласованность результата с целью. Эффективной программа будет такая, цели которой реализуются. Если речь идет об экономической программе, то эффективной ее назовут, если предполагаемая выгода, не меньше реальной выгоды. Если речь идет о социальной программе, то ее эффективность будет определяться достижением какого-либо заданного результата в процессе действия (воздействия) государственных органов (чистота в городе, порядок в подъездах).
Концепция экономики, продуктивности и эффективности и ее ба¬рдовые термины работают в экономической сфере, характеризуют рыночные отношения. Гораздо труднее применить их к государственным учреждениям. Среди причин укажем некоторые.
1. Многие государственные учреждения обладают монополией на товары и услуги. Например, если семья вынужденных беженцев пытается решить свалившиеся на нее проблемы, то ей больше некуда обратиться, только как в миграционную службу, у которой конкурентов нет и претензии недовольных клиентов предъявлять более некуда.