Введение:
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) были приняты во многих странах мира, а с 2005 года они обязательны в странах Европейского Союза (первоначально только для компаний, зарегистрированных на бирже). Правление Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности (Правление КМСФО) приложило огромные усилия по их созданию.
Российские правила бухгалтерского учета были существенно реформированы в последние годы. Бухгалтерская отчетность российский компаний является источником необходимой и полезной информации для пользователей. И все же она не обеспечивает полноту и достоверность информации в той степени, в какой ее обеспечивает отчетность по МСФО. Использование МСФО позволяет компаниям не только совершенствовать собственную систему корпоративного управления, но и получить доступ на международные рынки капитала и привлекать финансирование на более выгодных условиях. Учитывая преимущества МСФО, признананные во всем мире, Правительство Российской Федерации еще в 1998 году утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета, основная идея которой заключалась в том, чтобы развивать и совершенствовать национальную систему бухгалтерского учета и отчетности на основе МСФО.
Параллельно с реформированием отечественной системы на базе МСФО, которое сохраняется в качестве основного вектора развития бухгалтерского учета в России, ожидается и даже наблюдается быстрый рост числа компаний, составляющих отчетность по МСФО. Данная тенденция находит свое подтверждение и в нормативной базе, вне которой какие-либо изменения в России вряд ли осуществимы. В соответствии с одобренной Министерство финансов Российской Федерации Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, а также принятым во втором чтении Государственной Думой Законом «О консолидированной финансовой отчетности» обязательность применения МСФО распространяется на консолидированную отчетность общественно значимых компаний, прежде всего банков и финансовых институтов, открытых акционерных обществ, акции которых котируются на фондовых рынках. Индивидуальная отчетность компаний, являющаяся основой налогообложения, соврешения юридический действий будет составляться по российским стандартам, являющимся частью российского законодательства и разрабатываемым на основе МСФО.
Глава 3:
[3] МСФО: содержат критерии признания и оценки всех финансовых активов, в которые по определению входят и производные финансовые инструменты.
РПБУ не использует категорию финансовых инструментов, регулированию подлежат только финансовые вложения.
Определение
МСФО определяет финансовый актив как актив, являющийся: денежными средствами; правом требования по договору денежных средств или другого финансового актива от другой компании, предусмотренным договором правом на обмен финансовых инструментов с другой компанией на потенциально выгодных условиях; долевым инструментом другой компании. Финансовые активы включают и производные финансовые инструменты. В соответствии с МСФО эти инструменты включают многие договоры, которые будут или могут погашаться собственными долевыми инструментами компании.
В соответствии с РПБУ к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр. В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.
Признание и первоначальная оценка
МСФО требует, чтобы компания признавала финансовый актив тогда и только тогда, когда она становится стороной договора в отношении финансового инструмента. Первоначально финансовый актив оценивается по справедливой стоимости, которая, как правило, равна сумме выплаченного вознаграждения, включая прямые затраты по операции.
В соответствии с РПБУ для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:
● наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование у организации права на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
● переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями
(риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);
● способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).
Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением возмещаемых налогов. Финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, оцениваются по этой стоимости на каждую балансовую дату с отнесением переоценочной разницы на прибыли и убытки.
Заключение:
В данной работе была рассмотрена сущность отличия международных стандартов финансовой отчетности и российских стандартов бухгалтерского учета.
Для России тема перехода, понимания и применения международных стандартов является очень актуальной, поскольку в момент становления цивилизованных рыночных отношений в ситуации интеграции и глобализации всех мировых сообществ, где наше государство играет очень активную роль, необходимым является тот факт, что предприятие, прежде всего, его финансовая, хозяйственная, инвестиционная деятельности находят интерес среди потенциальных заказчиков, поставщиков, инвесторов, акционеров. Уже только поэтому предприятие должно уметь предоставлять информацию заинтересованным пользователям, чтобы те, в свою очередь, смогли сделать правильные выводы о финансовом положении организации, ее финансовой устойчивости, платежеспособности и инвестиционной привлекательности.
Россия вступает в новый период, когда финансовая активность и деятельность предприятий заслужили серьезный интерес среди иностранных коллег, нашедших их заслуживающими глубокого внимания и изучения, но и прежде всего, выгодного сотрудничества.
Здесь и встает вопрос успешного сотрудничества: достаточно ли стороны понимают друг друга, могут ли они оценить свою деятельность через призму своих интересов, но при этом используя разные инструменты и понятия для этой оценки? Ведь руководствуясь различными понятиями, знаниями и даже аппаратом понятийного мышления неприменуемо возникает существенное различие в оценке, а тем самым и в самой идее сотрудничества.
Таким образом, международное сообщество пришло к логическому выводу о создании универсального аппарата учета, принятого во всем мире, и на данный момент для возможности интернационального сотрудничества мы теперь имеем несколько основополагающих стандартов, понятных на любом языке бизнеса.
В работе были рассмотрены существенные и главные отличия стандартов, составленных в соответствии с российскими правилами ведения бухгалтерског учета (национальные стандарты) и международными.
В результате глубокого анализа и проведенной работы можно изложить сущность различий и их влияние на дальнейшее развитие стандартов в России.
Суммируя преимущества МСФО, то можно сказать, что для финансовых аналитиков и инвесторов это понятность, сравнимость, прозрачность, надёжность, меньшие издержки по анализу отчётности; для компаний - меньшие издержки по привлечению капитала, одна система учёта, отсутствие необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность внутреннего и внешнего учёта; для аудиторов - единообразные принципа бухучёта, возможность участия в принятии стандартов, тренинги в глобальном масштабе; для национальных разработчиков стандартов - обмен опытом, основа для национальных стандартов, большее доверие к национальным стандартам, конвергенция стандартов; для развивающихся стран - снижение издержек по разработке национальных стандартов, привлечение инвесторов.