Введение:
Тема исследования представленной работы – это роль отложенного на-лога на прибыль, как сравнительно молодого явления в современном бухгал-терском учете, а также проблем, причиной которых он является. Проблема-тика работы рассмотрена как в теоретическом, так и в практическом аспек-тах, на примере реально действующего предприятия. Тема учета отложенных налогов особенно актуальна, в связи с принятой Минфином концепцией сближения российских стандартов учета и международных стандартов IAS (IFRS).
Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства ассоциируются у рядового бухгалтера, во-первых, с ПБУ 18/02, а, во-вторых, с большим количеством возникших вопросов по их учету, особенно в так на-зываемый «переходный период». ПБУ 18/02 было введено 3 года назад, но бухгалтерские службы продолжают сталкиваться с ситуациями, не урегули-рованными нормативными документами и не имеющие исчерпывающее опи-сание в периодических изданиях.
В отличие от остальных налогов, которые включаются в состав расхо-дов по обычным видам деятельности, либо рассматриваются как операцион-ные расходы, начисление налога на прибыль- это расход чистой прибыли ор-ганизации, тщательно контролируемый собственниками (акционерами), так как он уменьшает объем прибыли, подлежащей распределению.
В процессе учета возникает вопрос, почему произведение прибыли, по-казанной в отчете о прибылях и убытках, и налоговой ставки, практически никогда не соответствует объему налога, причитающегося к уплате в бюд-жет. Ответ на это дают показатели отложенного налога.
ПБУ 18/02 по замыслу Минфина должно было не только обеспечить расчет отклонения налога на бухгалтерскую прибыль от налога на налогооб-лагаемую прибыль, но и помочь с формированием в бухгалтерском учете на-лога, отраженного в декларации по налогу на прибыль.
Помимо этого ПБУ 18/02 – очередной шаг по приближению учетных процедур и содержания бухгалтерской отчетности к требованиям междуна-родных стандартов (Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»).
Однако трудоемкость исчисления показателей, невозможность хране-ния информации о них в системном учете, применение метода «отсрочки» или, как его еще называют, метода обязательств по отчету о прибылях и убытках (исчисление разниц по доходам и расходам), не используемый в МСФО, ставит возможность блестящей реализации вышеперечисленных це-лей под сомнение.
Глава 3:
Формирование оптимальной модели сосуществования и взаимодейст-вия систем бухгалтерского учета и налогообложения невозможно без даль-нейшего реформирования последней. Одной из главных проблем российско-го налогового права является его оторванность от других норм российского законодательства. На мой взгляд, дальнейшее развитие налоговой системы должно основываться, в первую очередь, на совершенной и непротиворечи-вой законодательной базе.
Рассмотрев в динамике проблему взаимодействия системы бухгалтер-ского учета и налогообложения и оценив международный опыт в построении моделей их сосуществования, я предполагаю, что национальная концепция развития системы бухгалтерского и налогового учета должна строиться ис-ходя из следующих ключевых принципов.
1. Единства систем бухгалтерского учета и налогообложения. Это не означает, что система бухгалтерского учета должна быть подчинена интере-сам налоговой политики. Наоборот, с целью создания системы учета, отве-чающей рыночной экономике, и формирования соответствующего интереса со стороны широкого круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил, уступая в разумных пределах интересами налогообложения.
2. Сохранения традиционной независимости нормативно-методической базы бухгалтерского учета от налогового законодательства. Сейчас, чтобы уменьшить количество разниц, организации при выборе того или иного метода учета основываются на 25 главе НК РФ, поэтому получает-ся, что бухгалтерский учет зависит от налогового. Надо изменить 25 главу НК РФ, чтобы она основывалась на бухгалтерском закон0дательстве.
3. Методика расчетов налоговых сумм и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бух-галтерского учета, а не наоборот. Приоритет рекомендаций налоговых ор-ганов над требованиями Минфина по организации и ведению учета и отчет-ности недопустим.
4. Системности накопления и обработки данных учета. Построение модели взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обяза-тельствах в учете, а также их отражения в отчетности. В ее основе должна быть схема отражения данных на счетах бухгалтерского учета, которая бы, с одной стороны, не нарушала целостность учета, а с другой - приводила к сис-темному формированию информации, нужной для налогообложения. Это по-зволит реализовать одну из основных целей бухгалтерской отчетности - обеспечить все группы заинтересованных пользователей данными, достаточ-ными для дальнейшей обработки и интерпретации в интересах и целях каж-дой из групп.
Заключение:
В заключении я хотела бы подвести итог проведенного исследования.
ПБУ 18/02, которое ввело в бухгалтерскую практику термины «отло-женный налоговый актив» и «отложенное налоговое обязательство», уста-навливает правила формирования и порядок раскрытия в бухгалтерской от-четности информации о расчетах по налогу на прибыль. Необходимость та-кого нормативного документа была вызвана тем, что данные налогового и бухгалтерского учета не всегда совпадают. Возникающие при этом разницы должны были найти отражение в отчетности организации, делая ее более прозрачной.
Считается, что ПБУ 18/02 было разработано на основе МСФО 12 «На-лог на прибыль». Тем не менее проанализировав эти два стандарта, можно утверждать, что российское ПБУ 18/02 не похоже ни на старую, ни на но-вую версию МСФО 12. В международном стандарте внимание акцентируется на порядке отражения информации о налоге на прибыль в отчетности, а ве-дение учета оставлено на усмотрение самой организации. Российским же стандартом главным образом регулируется бухгалтерский учет разниц и от-ложенных налогов, а представлению информации в отчетности отведено не-сколько пунктов. ПБУ в отличие от МСФО не содержит требования отраже-ния в отчете о прибылях и убытках расхода по налогу на прибыль. В положе-нии предлагается рассчитывать отложенные налоги путем умножения вре-менных разниц на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату (п. 14, 15), в то время как согласно МСФО 12 требуется применять ставку, которая будет действовать к моменту предположительного погашения вре-менной разницы и отложенного налога (п. 47). Однако МСФО 12 показывает, во что в дальнейшем должны трансформироваться нормы российского стан-дарта.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены вопросы учета не только в части методологии формирования отложенных налогов, но и на практическом примере, используя опыт одного из ведущих в своей отрасли предприятия.
В первой главе была рассмотрена нормативно-правовая база учета от-ложенных активов и обязательств, связанных с ними показателей финансо-вой деятельности организации, а также проблемы их учета.
1. Проблема переходного периода. Она заключается в принятии реше-ния формировать вступительное сальдо по счетам отложенных налогов на 01.01.2003 г. или же нет. Минфин России предоставляет организациям право самостоятельно принять решение по данному вопросу (см. Письмо Минфина России от 15.04.2003 N 16-00-14/129). Если не формировать вступительное сальдо по временным разницам, то сумма этого сальдо просто будет учтена по окончании срока полезного использования в обоих учетах как постоянная разница. Такой вариант учета проще. Тем не менее, если бухгалтер не будет формировать входящее сальдо по ОНА и ОНО, это будет противоречить ука-заниям ПБУ 1/98. Я бы рекомендовала сформировать входящее сальдо по ОНА/ОНО.