Введение:
Бухгалтерский учет, как единая система отражения хозяйственной деятельности предприятия до начала рыночных реформ в России совмещала в себе функции финансового, управленческого и налогового учета. Однако в результате реформ произошло развитие демократических институтов и рыночных отношений, произошло построение новой налоговой системы, были введены новые отношения собственности.
Новые условия хозяйственной жизни предприятия привели к изменению пропорций в распределении функций бухгалтерского и налогового учета. Разница между бухгалтерским и налоговым законодательством становилась все более ощутимой, и на практике влекла за собой большое количество проблем взаимодействия бухгалтерского и налогового учета. В то же время нарастала необходимость в усилении открытости финансовой информации предприятий.
Рыночные реформы в России и включение нашей страны в мировое экономическое пространство создали предпосылки для реформирования национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности – МСФО (International Accounting Standards – IAS).
В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством Российской Федерации и во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, организации всех форм собственности (за исключением кредитных, страховых организаций, бюджетных учреждений и субъектов малого предпринимательства) должны отражать в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, но и отражать в бухгалтерском учете суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов.
Глава 3:
Элементы учетной политики организации на 2003 год следующие:
1. В области бухгалтерского учета:
• Применяется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», при этом входящие остатки по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства» на 01.01.2003 года не формируются;
• Списание стоимости МПЗ осуществляется по средневзвешенной оценке за месяц;
• Косвенные расходы распределяются между видами деятельности (видами номенклатуры продукции, работ и услуг) пропорционально доле выручки от конкретных видов деятельности в общем объеме выручки;
• Производится калькулирование полной себестоимости продукции (работ, услуг), то есть счета 25 и 26 списываются в дебет счета 20 «Основное производство»;
• Амортизационные отчисления по группам однородных объектов основных средств производятся способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
2. В области налогообложения прибыли:
• Для целей исчисления налога на прибыль доходы и расходы определяются по методу начисления;
• Списание стоимости МПЗ осуществляется по средневзвешенной оценке за месяц;
• Начисление амортизации производится линейным методом.
3.2. Формирование расчета по налогу на прибыль.
1. Ввод начальных остатков для дальнейшего применения ПБУ 18/02.
Поскольку ПБУ 18/02 предполагает выявление разниц в оценке активов и обязательств, то первым этапом работы является сопоставление начальных остатков по данным бухгалтерского и налогового учета. Соответственно наиболее типичные варианты сопоставления остатков по счетам бухгалтерского и налогового учета представлены в Приложении 2.
Заключение:
Подводя итог данной выпускной квалификационной работы, хотелось бы отметить, что в настоящий момент вопрос взаимодействия бухгалтерского и налогового учета для целей исчисления налога на прибыль, в свете последних преобразований, а именно с введением в действие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», очень актуален.
Проведя анализ схемы, регламентированной ПБУ 18/02 можно сказать, что теоретически его применение возможно для взаимоувязки показателей бухгалтерского и налогового учета, однако практически этот процесс представляется очень трудоемким и опасным тем, что требует постоянного отслеживания большого числа разниц, а так же хранения в памяти информации о текущем состоянии каждой разницы. Причем содержание п.17 и п.18 ПБУ о списании отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства в случае выбытия объекта, по которому они были начислены однозначно говорит о том, что и отложенные налоговые активы и обязательства должны иметь аналитику в пообъектном разрезе — т.е. по каждому объекту основных средств, нематериальных активов, по каждому сомнительному долгу, под который формируется резерв и т.п. В условиях же изменения требований налогового законодательства и ставки налога эта информация должна корректироваться на данные изменения. При этом количество разниц становится огромным.
Таким образом, реализация данной концепции, по моему мнению, на практике в неизменном виде возможна только на небольших предприятиях, так как наличие незавершенного производства, внутрипроизводственного оборота, сложных процедур по распределению общепроизводственных и общехозяйственных расходов практически гарантирует невозможность исчислить налог на прибыль методами, предложенными ПБУ 18/02, в следствие чего встает вопрос о перспективе его применения.