Введение:
В настоящее время в России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, а идеологические догмы - руководством к действию.
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, характеризу¬ется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Рыночные отношения, предусматривающие плюрализм форм собственности, право организаций на полную хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами своей деятельности, в частности, в формировании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли, выхода на внешнеэкономические рынки, создают объективные экономические условия и вызывают необходимость реформирования всей системы бухгалтерского учета, сложившейся в условиях планируемой экономики и обусловленной общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой.
Наша страна строит рынок, где должна быть реальная экономическая свобода для большинства людей. Чтобы совершить такой огромный скачок нужно иметь адекватную рынку систему бухгалтерского учета и отчетно¬сти, которая сможет обеспечить всех заинтересованных пользователей финансовой информацией об экономической эффективности хозяйствую¬щих субъектов и тем самым создать информационную основу для перераспределения производительных сил в обществе.
С другой стороны, особенность современного этапа развития россий¬ской экономики заключается в том, что на микроуровне организации вынуждены осваивать и применять то, что является для западной практики днем вчерашним. При этом медленно происходят интеграционные процессы. Поэтому столь необходимо адаптировать к российской действительности и применять новые методы теории и практики бухгалтерского учета.
Однако, несмотря на предпринимаемые попытки привести систему бухгалтерского учета в соответствие с новыми рыночными условиями экономики и международной практикой, существующей в области бухгалтерского учета и отчетности, процесс реформирования отечествен¬ной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономиче¬ских реформ в России. Цель моей работы – найти вехи в правовом регулировании бухгалтерского учета в России и связанные непосредствен¬но с ним проблемы и предложить пути их устранения.
Выбор данной темы обусловлен актуальностью, практической значи¬мостью и дальнейшими перспективами процесса реформирования бухгалтерского учета в России.
Переживая сложный исторический период становления новых соци¬ально-экономических отношений, наша страна нуждается, прежде всего, в стабильности, которая на современном этапе означает приверженность курсу начатых реформ и продуманное, поэтапное внедрение их в жизнь. Это делает особо актуальной деятельность по обеспечению стабильности развития как всей хозяйственной инфраструктуры в целом, так и системы бухгалтерского учета как ее элемента, важнейшего источника финансовой информации. В идеале развитие системы бухгалтерского учета должно создавать приемлемые условия целостного, последовательного (предска¬зуемого), полезного, рационального и успешного выполнения этой системой присущих ей функций, в конкретной экономической среде, существующей в России.
С этой точки зрения, первостепенное значение в обеспечении ста¬бильности развития системы бухгалтерского учета как элемента хозяйст¬венной инфраструктуры имеет выявление рисков развития системы бухгалтерского учета и выработка мер по их предотвращению. Наиболее вероятными рисками, на устранение которых должна быть в первую очередь направлена деятельность соответствующих федеральных органов и бухгалтерской общественности, представляются: неадекватность (как отставание, так и забегание вперед) системы бухгалтерского учета реальной хозяйственной ситуации с точки зрения состава объектов учета и их характеристик, основополагающих принципов учета, требований к учетному процессу, трудоемкости осуществления тех или иных процедур и т.п.; нарушение единства системы бухгалтерского учета в народном хозяйстве, отказ от разумной унификации в постановке и ведении учета хозяйствующими субъектами, что ведет к необоснованной дифференциа¬ции уровня постановки бухгалтерского учета и качества отчетности в разных организациях и, как следствие, к нарушению сопоставимости финансовой информации; волюнтаризм в методическом руководстве системой бухгалтерского учета; одностороннее развитие системы бухгалтерского учета как источника данных для исчисления и уплаты налогов.
Глава 4:
Проблемы правового регулирования бухгалтерского учета давно уже исследуются не только в экономически развитых странах, но и на междуна¬родном уровне, в рамках ЕЭС и ООН, однако, в нашей стране они остаются в значительной степени вне поля зрения отечественных юристов. Между тем изучение накопленного зарубежного опыта в области регулирования бухгалтерского учета представляет не только академический интерес, поскольку он в значительной степени облегчит становление системы правового регулирования бухгалтерского учета и переход России на международные стандарты бухгалтерского учета.
Следует отметить также, что в последнее время западные специали¬сты в области бухгалтерского учета высказали целый ряд новых взглядов на гармонизацию бухгалтерского регулирования в рамках международного сообщества, которые однако еще не получили должной оценки в отечест¬венной юридической науке и бухгалтерском учете. В связи с этим в работе проанализирован ряд новых концепций гармонизации бухгалтерского учета на международном уровне, имеющих признание среди зарубежных специалистов в области регулирования бухгалтерского учета, рассмотрены модели регулирования бухгалтерского учета в различных странах, изучены новые тенденции регулирования бухгалтер¬ского учета.
На основании проведенной работы можно сформулировать следующие основные проблемы правового регулирования бухгалтерского учета в России:
1. Принятый впервые в истории России Федеральный закон о бухгалтерском учете, значение которого еще предстоит осознать и оценить в будущем, несомненно занимает важное место в системе экономических законов, разрабатываемых и принимаемых применительно к специфике возникающих рыночных отношений. В нем закрепляется ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета, действующих в учетной практике российских организаций, но формально не имеющих законода¬тельной базы. Особенно следует отметить повышение юридического статуса норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций.
Вместе с тем необходимо отметить, что как первый опыт законотвор¬чества в этой области, Закон о бухгалтерском учете не лишен ряда существенных недостатков.
Нормы Закона во многом носят декларативный характер, нет четкого определения статуса бухгалтера (главного бухгалтера) организации, отсутствуют основы построения системы профессиональной подготовки бухгалтерских кадров, их профессиональной аттестации, нет четкого разграничения между основаниями ответственности руководителя и бухгалтера организации за нарушения в области бухгалтерского учета, не удачно сформирована система органов, регулирующих бухгалтерский учет, не достаточно подробно Закон останавливается на результате бухгалтерского учета - бухгалтерской отчетности, ее пользова¬телях, порядка ее формирования, раскрытия и представления.
2. Формирующееся законодательство о бухгалтерском учете не опре¬делило наиболее приемлимую в российских условиях модель взаимодейст¬вия системы бухгалтерского учета и системы налогообложения.
3. Не сформирована новая система контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета, ориентированного на удовлетворение потребностей в бухгалтерской информации заинтересованных пользователей - реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов, поставщиков и т.д.
4. Существующая система правового регулирования бухгалтерского учета не является эффективной и перспективной в целях последующего реформирования бухгалтерского учета, его дальнейшего развития и совершенствования.
5. Необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о бухгалтерском учете с целью преодолеть декларативность правовых норм по бухгалтерскому учету.
6. Внедрение в российскую практику международных стандартов бухгалтерского учета посредством разработки отечественных стандартов должно быть постепенным и происходить таким образом, чтобы российский бухгалтерский учет соответствовал международным стандартам лишь в принципиальной части, одновременно учитывая национальные традиции, сформированные ранее при организации и ведении бухгалтерского учета.
7. Проблема приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами - составная часть общемировой проблемы по гармонизации и стандартизации бухгалтерского учета в рамках мирового сообщества. Работы по гармонизации бухгалтер¬ского учета в европейском и мировом масштабе развернулись в начале 70- х годов с изучения влияния на эти процессы транснациональных корпораций. Процесс гармонизации еще не закончен, напротив, существующие экономические противоречия и объективные национальные различия препятствуют требуемой гармонизации бухгалтерского учета, что выражается, в частности, в том, что международные стандарты носят рекомендательный характер для формирования национальных систем бухгалтерского учета.
8. Реформирование бухгалтерского учета невозможно без обновления бухгалтерской профессии в новых экономических условиях, с введением необходимых процедур переподготовки и повышения квалифи¬кации специалистов бухгалтерского учета.
9. Определение оптимальной модели соотношения и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, в основе которой должен быть принцип: бухгалтерский учет не должен совпадать налоговым учетом и выполнять только фискально-учетные задачи. Оптимальная модель предполагает сосуществование бухгалтерского учета и налогового, исходной базой которых в любом случае являются данные первичного учета.
Сформулированные выше основные проблемы правового регулиро¬вания бухгалтерского учета требуют своего быстрейшего разрешения, что невозможно сделать без внесения изменений и дополнений в Федеральный закон о бухгалтерском учете.
Заключение:
Необходимость реформирования бухгалтерского, учета стала очевид¬ной с начала 90-х годов, с переходом нашей страны к рыночной экономике, интеграцией в мировое хозяйство и привлечением иностранных инвесторов в отечественную экономику. Однако неожиданным препятствием стала неадекватность российской системы бухгалтерского учета возникшим экономическим отношениям, отличие от систем бухгалтерского учета, сложившихся в экономически развитых странах, и отсюда, несопоставимая и недостоверная бухгалтерская информация о финансово-хозяйственной деятельности организаций. Необходимость построения новой системы бухгалтерского учета, разработка методов ее регулирования привлекла внимание специалистов бухгалтерского учета и права. С принятием Федерального закона "О бухгалтерском учете" в 1996 году объем литерату¬ры, посвященной проблемам регулирования бухгалтерского учета, значительно возрос. Появились комментарии и пояснения к Федеральному закону "О бухгалтерском учете", публикации по проблемам становления и регулирования бухгалтерского учета. Однако, несмотря на это исследуемый вопрос в науке финансового права оставался недостаточно разработанным, о чем свидетельствует ограниченное количество трудов и публикаций по данной проблематике отечественных юристов.
В приведенной выше работе осуществлено, как я полагаю, каче¬ственно новое комплексное исследование проблемы регулирования бухгалтерского учета на современном этапе в России. Правовое регулиро¬вание бухгалтерского учета в новых экономических условиях, сложивших¬ся в России в 90-х годах и связанные с ним проблемы впервые рассматри¬вались как объект специального исследования. Таким образом, предпринята попытка вскрыть основные проблемы правового регулирования бухгалтер¬ского учета, связанные с его реформированием и становлением новых методов регулирования бухгалтерского учета.
Совершенствование системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, разрешение основных проблем такого регулирования невозможно без формирования новой системы органов, регулирующих бухгалтерский учет, в которую в обязательном порядке должны входить общественные организации бухгалтеров.
Прямое, жесткое государственное регулирование бухгалтерского учета должно заменяться на делегирование полномочий общественным организациям бухгалтеров по регулированию бухгалтерского учета.
Обязательное привлечение общественных организаций бухгалте¬ров к регулированию бухгалтерского учета посредством их участия в разработке и дальнейшем совершенствовании всего массива нормативных актов по бухгалтерскому учету, начиная с законопроектов и заканчивая отраслевыми рекомендациями и предписаниями организации и ведения бухгалтерского учета.
Вывод о необходимости формирования четкой и непротиворечивой системы законодательства о бухгалтерском учете, для чего предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", другие нормативные акты по бухгалтерскому учету с тем, чтобы устранить существующие противоречия между бухгалтерскими и другими нормативными актами, в первую очередь, налоговыми. Кроме того, формирование системы законодательства о бухгалтерском учете невозмож¬но без привлечения специалистов смежных сфер - права и бухгалтерского учета, а это, в свою очередь, требует необходимого финансирования исследований в области бухгалтерского учета и разработки проектов нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Я предлагаю внести конкретные изменения в Федеральный закон о бухгалтерском учете. --Предлагаемый мною проект Федерального закона о бухгалтерском учете устанавливает новую и четкую систему органов, регулирующих бухгалтерский учет, их полномочия и принципы взаимодействия при регулировании бухгалтерского учета, отводит существенную роль в регулировании бухгалтерского учета саморегулируемым организациям бухгалтеров, закладывает основы системы профессиональной аттестации бухгалтеров, делает акцент на пользователях бухгалтерской отчетности, вводит нормы-дефиниции, определяющие основные термины бухгалтерского учета.
Я отдаю себе отчет, что предлагаемый проект Федерального за¬кона о бухгалтерском учете достаточно радикален и потребовал бы внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации. И тем не менее, я предлагаю данный проект к рассмотрению, так как на мой взгляд проект вобрал в себя опыт регулирования бухгалтерского учета развитых стран, адаптированный, однако, к современным российским условиям.