Введение:
Право собственности -- одно из фундаментальных понятий экономической и социальной теории. К раскрытию его смысла можно попытаться подойти как бы с двух сторон -- "извне" и "изнутри". Анализ может вестись либо на макро-уровне (уровне всего общества), либо на микроуровне (уровне индивидуально-го поведения). В первом случае предметом обсуждения становится режим соб-ственности как целостная система, во втором - отдельные права как составные элементы этой системы.
Среди множества существующих определений прав собственности, навер-ное, два выражают их смысл точнее всего. С точки зрения выполняемой соци-альной функции права собственности предстают как определенные "правила игры", регулирующие взаимоотношения между людьми по поводу ограничен-ных (редких) ресурсов, а с точки зрения их внутреннего содержания -- как "пучки правомочий", имеющиеся у каждого агента. И то, и другое нуждается, конечно, в дальнейшей конкретизации.
Глава 4:
Всеобщая Декларация прав человека в ст.17 закрепила основополагающее право каждого человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. До перехода РФ к рыночным отношениям данное право могло быть реализовано в нашем обществе в весьма ограниченном виде, ибо экономиче-скую основу советского строя составляла государственная собственность на орудия и средства производства. Что касается граждан, то они могли удовле-творять свои материальные и культурные потребности за счет личной собст-венности, которая была производной от социалистической собственности. Ис-точником ее образования являлась трудовая деятельность и трудовые доходы, получаемые гражданами в сфере социалистического производства. Личная соб-ственность имела строго потребительское назначение и не могла быть исполь-зована для частнопредпринимательской деятельности и извлечения нетрудовых доходов. Такое ограниченное предназначение личной собственности находило отражение и в круге ее объектов. Он был весьма узок и ограничивался имуще-ством, предназначенным для удовлетворения материальных и культурных по-требностей граждан, а также обладанием некоторыми мелкими средствами производства, используемыми для работы в домашнем хозяйстве. Земля, другие природные объекты (недра, воды, леса) могли принадлежать на праве собст-венности только государству. Право государственной собственности на землю носило исключительный характер, что означало ее неотчуждаемость в собст-венность другим субъектам и исключение земли из гражданского оборота. Дей-ствия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной соб-ственности на землю, признавались недействительными и влекли за собой юридическую ответственность.
Становление и развитие рыночной экономики потребовало кардинальных изменений и раскрепощения не только отношений собственности в целом, но и глубокого реформирования правового регулирования отношений частной соб-ственности граждан. Это нашло отражение в системе гражданского законода-тельства и подзаконных нормативных актах, закрепивших основные направле-ния и принципы развития права частной собственности граждан в условиях функционирования рынка, источников образования, резкого расширения круга объектов, включая право собственности и иные вещные права на землю.
Вместе с тем начатая в 90-х годах в нашей стране земельная и связанная с ней аграрная реформы привели к необходимости разработки самостоятельной нормативно-правовой базы, в которой нашли отражение происходящие измене-ния социальных и экономических отношений в агропромышленном комплексе, стратегия аграрных и земельных преобразований на селе. В основу программы земельных преобразований положена концепция изменения земельных отно-шений с целью перераспределения земли и формирования многообразия форм собственности на землю и средства производства, закрепления земельных уча-стков в частную собственность граждан и их объединений, развития земельного рынка с учетом целевого использования земель, создания условий для равно-правного функционирования различных форм хозяйствования на земле.
Начало земельной реформе в нашей стране было положено еще в рамках Союза ССР в связи с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г.1 Данный акт не сыграл существенной роли в развитии земельных отношений ввиду его внутренней противоречивости и недостаточной проработки ключевых вопросов. Кроме того, историей было отпущено весьма непродолжительное время для его действия; в связи с распа-дом Союза ССР он утратил юридическую силу и стал юридическим памятни-ком.
Основы не разрешили кардинального вопроса, связанного с установлением права частной собственности на землю, но они, по мнению одного из разработ-чиков, закрепили фундамент для радикальных преобразований земельного строя.