Введение:
Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоя-щее время особое внимание как на федеральном, так и на региональном уров-нях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структу-ра, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональ-ном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого госу-дарственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, спе-циалистов усложнена тем, что в советский период специального законодатель-ства о государственной службе не было, а правовое положение работников го-сударственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и органи-заций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законода-тельстве. Однако, как уже выше излагалось, изменение ситуации привело к вы-делению службы в органах государственной власти и управлений - как особого рода государственной деятельность.
Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений. В соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, должны в соот-ветствии с общими принципами построения государственной службы вырабо-тать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Поэтому, также актуально изучение становления, комплектования, ор-ганизации государственной службы на уровне субъектов Российской Федера-ции.
Государственная служба, как юридический институт рассматривается в та-кой отрасли права, как административное право. Во всех учебниках Советского периода государственной службе отводилась определенная глава или раздел. В новых учебных пособиях государственной службе также уделяется внимание, излагаются новые подходы и принципы построения.
Государственная служба освещалась рядом ученых и в монархической ли-тературе советского периода. Это такие авторы как Манохин В.М.,
Воробьев В.А., Бахрах Д.Н. и ряд других . Новым толчком к изучению государ-ственной службы стала начавшаяся в стране с 1985 года “перестройка”, когда постепенно встал вопрос о необходимости принятия Союзного Закона “О госу-дарственной службе”. Появляется ряд научных статей, посвященных этой теме, идет активное обсуждение концепции нового закона и активное изучение госу-дарственной службы как таковой. Этот интерес сохраняется и сейчас.
Глава 3:
Идея о публично-правовом статусе государственного служащего означает, что государственная служба - это предмет публичного права. Следовательно, надо постепенно отходить от существующего положения, когда государствен-ные служащие фактически рассматриваются как работники, имеющие лишь особенности правового статуса, установленные Федеральным законом "Об ос-новах государственной службы Российской Федерации".
В законопроектах обоснованно закрепляется право граждан поступать на государственную службу не по трудовому договору, а по служебному контрак-ту. При этом важно, чтобы были определены четкие условия таких контрактов, порядок их заключения, а также порядок прекращения их действия.
Концепцией реформирования системы государственной службы преду-сматривается упорядочение присвоения специальных отличий. В настоящее время государственным служащим в зависимости от замещаемой должности присваиваются квалификационные разряды, чины и ранги. В результате преоб-разований в системе государственной гражданской службы предполагается со-хранить только классные чины и дипломатические ранги. Реализация этой идеи Концепции будет способствовать унификации государственной гражданской службы и консолидации корпуса государственных гражданских служащих. Унификация специальных отличий будет иметь важное положительное значе-ние для ротации кадров государственной службы, механизм которой будет оп-ределен в ходе предстоящей реформы. При этом важно, чтобы введение единых классных чинов было взаимоувязано с одновременным введением новых прин-ципов и подходов к квалификационным требованиям для государственных гражданских служащих по уровню образования, стажу службы, уровню про-фессиональных знаний и т.д., соответствующих должностному регламенту.
Принципиальным является положение Концепции о том, что правовое ре-гулирование системы государственной службы осуществляется "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, междуна-родными договорами Российской Федерации". В прежние годы разработчики актов законодательства о государственной службе исходили из ошибочного представления о том, что подобное законодательство является замкнутой сис-темой, ориентированной на минимальное взаимодействие с правовыми систе-мами других стран. Эта точка зрения будет преодолена в новом законодатель-стве.
Россия ратифицировала значительное число международно-правовых ак-тов, касающихся статуса государственного служащего и порядка прохождения государственной службы. Государственные органы обязаны учитывать обяза-тельства государства по международному праву и не допускать противоречия в издаваемых актах. Представляется необходимым инициировать заключение со-глашений по вопросам государственной службы, особенно с государствами - членами СНГ.
Реформа государственной службы - не самоцель, ее проведение направле-но на обеспечение процессов построения, формирования правового демократи-ческого государства. И в этом плане представляются исключительно важными вопросы достаточной открытости, прозрачности деятельности государственных органов, дебюрократизации государственной службы.
Следует уточнить, что требования открытости и прозрачности деятельно-сти государственных органов в большей степени касаются государственной гражданской службы, но и военная, и правоохранительная службы не могут ос-таваться информационно закрытыми для общества. Степень их открытости должна быть определена с учетом необходимости обеспечения безопасности государства, сохранения государственной тайны, тайны следствия и другой ин-формации конфиденциального характера.
Таким образом, государственная служба должна строиться на принципах законности, открытости, обязательности, ответственности, а деятельность госу-дарственных органов - осуществляться на основе регламентов, обеспечиваю-щих эффективное функционирование государственного аппарата. В свою оче-редь, установление четких правовых процедур при функционировании государ-ственных органов может, наконец, положить начало устранению таких нега-тивных явлений, как бюрократизм, волокита, формализм, безответственность.
Заключение:
Перестройка государственного управления требует прежде всего восста-новления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности ме-жду государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с общест-вом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократи-ческой и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено наро-дом, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем обще-ственного развития и его собственными организующе-регулирующими воз-можностями.
Исходя из анализа научной литературы, исторической практики и тенден-ций социального прогресса (в рамках и социализма, и капитализма, и смешан-ных форм), просматривается несколько направлений движения к данной цели.
Особая роль принадлежит, разумеется, широким, открытым, полнокров-ным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъ-екта государственного управления, их решениями и действиями с одной сторо-ны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей – с другой.
Государство только в том случае может считаться адекватной формой вы-ражения интересов гражданского общества, если оно посредством системы своих органов, служащих аппарата и участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных и лич-ных, общих и специфических, долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедли-во и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и пред-ставляет их в своих правовых велениях и организационных действиях, равно-значно относится ко всем субъектам интересов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворение запросов людей.
При анализе взаимосвязей государства и общества следует также учиты-вать, что социально-классовая и национальная структура общества находится в динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половоз-растной состав населения и демографическая ситуация, а значит все время преобразовываются потребности и интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым, равновесие отношений между государством и обществом не может быть устойчивым, раз заданным: оно будет постоянно нарушаться и должно столь же постоянно восстанавливаться. Должный уро-вень социальности государственного управления немыслим без сильно разви-тых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и са-мосовершенствования.