Введение:
Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области нало-гообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную эконо-мику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налога на добавленную стоимость. Поэтому в данной работе мы бы хотели рассмотреть действующее законодательство в области налога на добавленную стоимость.
За семьдесят с лишним лет наша страна лишилась налоговой культуры. Государство привыкло к тому, что налоговые платежи поступают в бюджет ав-томатически. Граждане привыкли к тому, что налоги – это дело государства.
Ш.Л. Монтескье (1689-1755) в своём сочинении “О духе законов” (1748) отмечал: “Ничто не должно столь точно регулироваться мудростью и разумом, как соотношение между той частью, которую забирают у подданных, и той, ко-торую им оставляют” [20, с. 55].
За десять лет реформ в России произошли значительные изменения: про-шла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых предпри-ятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объёмы внешней торговли.
В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической систе-мы. Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это особенно стало очевидным в период жёсткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источ-ником пополнения бюджета. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.
Ещё Адам Смит в своём классическом сочинении “Исследование о приро-де и причинах богатства народов” считал основными принципами налогообло-жения всеобщность, справедливость, определённость и удобность [31, с. 45]. С нашей точки зрения, в настоящее время недооценивается такой важный рычаг воздействия на налогоплательщиков, как налоговое воспитание и пропаганда налоговой культуры. В этом направлении должна быть разработана соответст-вующая Государственная программа.
Глава 3:
Для стран с развитым уровнем производства – это нормальное явление, на-зываемое политикой протекционизма, которая активно используется странами Европейского сообщества в отношении стран в него не входящих для защиты отечественных производителей от конкуренции с импортными товарами. Очень сильно в отношении применяемых друг к другу протекционистских мер выде-ляются США и Япония, что проявляется в различных налогах на импорт и кво-тировании импорта. При этом правительства этих стран всячески стимулируют экспорт продукции. В нашей стране тоже были сделаны некоторые шаги по этому поводу, например, экспорт товаров облагается НДС по ставке 0 %, что способствует экспорту российских товаров, увеличивает их конкурентоспособ-ность на зарубежных рынках. Правда даже такая льгота российским экспорте-рам не дает возможности чувствовать себя вольготно, реализуя свои товары за рубежом, так как их конкурентоспособность уступает зарубежным. Поэтому пока Россия остается экспортером сырья, а не потребительских товаров.
Европейский и мировой опыт показывает, что налог на добавленную стои-мость – федеральный налог (в федеративных государствах) или налог, взимае-мый в высший уровень бюджета. К недостаткам косвенных налогов можно до-бавить то, что их выплата не зависит от суммы дохода плательщика. Чем ниже доход граждан, тем большая его часть тратится на потребление, а не на сбере-жения. Поэтому, чем ниже уровень дохода, тем больший в нем удельный вес косвенных налогов. Таким образом, косвенные налоги становятся тяжелым бременем особенно для малоимущих слоев населения.
Регрессивность косвенных налогов покажем на примере. Допустим, преус-певающий бизнесмен получает месячный доход в размере 1000 долл., в то же время пенсионер получает 100 долл. в месяц. Бизнесмен тратит на потребление 1000 долл., а 1000 откладывает в сбережения. Пенсионер тратит на потребление 70 долл., а в сбережения откладывает 30 долл. В 1000 долл., которую платит бизнесмен за товары и услуги находится 1000 х 0,2/1,2= 167 долл., что состав-ляет 167/2000 х 100 % = 8,4 % его дохода. Пенсионер платит государству в форме НДС 70 х 0,2/1,2 = 11,7 долл., что составляет 11,7/100 х 100 % = 11,7 % дохода пенсионера. То есть получается, что бизнесмен, имеющий доход, в 20 раз превышающий доход пенсионера, платит НДС на 3,3% своего дохода меньше, чем пенсионер. К сожалению эта проблема заложена в самой сути не-прямых налогов, она имеет место даже в развитых странах, и избежать ее не-возможно. Ее можно только ослабить путем применения мудрой политики ста-вок акцизов и дифференциации ставок налога на добавленную стоимость в за-висимости от назначения товара (предмет первой необходимости, предмет рос-коши) [15, с. 80].
Проанализируем дифференциацию ставок в других странах мира. В Вели-кобритании НДС взимается по ставке от 8 до 12 %. Во Франции основная став-ка составляет 18,8 %, предметы роскоши, автомобили и др. облагаются по став-ке 22 %, продукты питания, лекарства, книги – 5,5 %. В германии базовая став-ка – 15 %, ставка на продукты питания, книжно-журнальные товары и некото-рые др. – 7 %. Ставка НДС в Италии составляет 19 %, но продовольственные продукты и продукция государственных предприятий облагается по льготным ставкам – 13, 9 и 4 % [36, с. 142].
Заключение:
Сегодня налоговая система признана реально влиять на укрепление ры-ночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательству и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкоопла-чиваемых слоев населения. К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе относятся:
разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнооб-разных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение на-логоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополне-ния бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогообла-гаемой базой, чем один-два вида поступления с высокой ставкой изъятия;
универсализация налогообложения, обеспечивающая:
одинаковые для всех плательщиков требования эффективности, не завися-щие от видов собственности, организационно правовых форм хозяйствова-ния и т.д.;
одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономи-ки;
однократность налогообложения, состоящая в том, что один и тот же объ-ект может облагаться налогом одного вида только один раз за определен-ный законом период;
научный подход к определению конкретной величины ставки налога, со-стоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту нало-га иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный под-ход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налого-обложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный под-ход к их установлению;
дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня дохо-дов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;
стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в те-чение довольно длительного периода;
простота исчисления суммы налога и осуществление платежа;
использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих про-цессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и од-новременно реализующие принцип социальной справедливости, в том числе гарантирующий гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для каких-либо отдельных плательщиков, они едины для всех;
четкое разделение налогов по уровням государственного управления:.
Гармонизация со странами ЕС предусматривает смену удельного веса раз-личных форм собственности. При этом удельный вес государственной собст-венности в стране снижается и развивается частная. Главная цель налоговой системы сегодня – создать взаимосвязанную интегрированную систему налогов органично дополняющих друг друга, а не грабящих производителей и предпри-нимателей. В системе должны диалектически фискальная и регулирующая функция налогов. Государство не должно нарушать права собственности пред-принимателей на заработанные доходы. Налоговая политика должна быть глас-ной и понятной для каждого субъекта.