Введение:
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обще-стве с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм госу-дарственного устройства всегда сопровождается преобразованием государства налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма дохо-дов.
За несколько лет реформ в России произошли значительные изменения: прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых пред-приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых ком-паний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объёмы внешней торговли.
В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической систе-мы. Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это особенно стало очевидным в период жёсткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источ-ником пополнения бюджета. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.
Ещё Адам Смит в своём классическом сочинении «Исследование о приро-де и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообло-жения всеобщность, справедливость, определённость и удобность.
С нашей точки зрения, в настоящее время недооценивается такой важный рычаг воздействия на налогоплательщиков, как налоговое воспитание и пропа-ганда налоговой культуры. В этом направлении должна быть разработана соот-ветствующая государственная программа.
Целью настоящей работы является исследование налоговой политики го-сударства в отношении предприятий. Налоговая политика - это совокупность мер и норм, которые предусматривает государство на определенный период времени для формирования эффективной налоговой системы соответствующей задачам этого периода. Налоговая политика - это те основные направления, по которым идет совершенствование налоговой системы, она включает в себя и механизмы реализации налоговой политики.
В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
анализ теоретических положений налогообложения;
исследование особенностей налогообложения акционерных обществ;
сравнительный анализ принципов налогообложения.
Совершенствование механизма правового регулирования налогообложе-ния в условиях рыночной экономики достигается посредством развития кон-ституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма. Налоговый кодекс Россий-ской Федерации является новым этапом развития российского налогового зако-нодательства, несмотря на то что многие аспекты налогового федерализма, на-логового управления, оптимизации налогообложения, распределения налого-вых функций между различными ветвями власти остались не урегулированны-ми.
Глава 3:
Стремление избежать налогов есть своеобразная реакция на любые фис-кальные мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посяга-тельств, даже от тех, которые освящены Законом. Защита своего имущества, в том числе и от государства, является сильнейшей мотивацией в деятельности любого человека. Причем, данная мотивация практически не зависит от степе-ни его законопослушности: отрицательные эмоции возникают независимо от воли и желания человека. Предполагать иное, означает недооценку и отрицание существующей реальности.
Пока есть государство, пока есть частная собственность государству будет требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов (других достаточных источников для этого практически не существует), а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому противостоять по-средством попыток уменьшить свое налоговое бремя.
Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, естест-венно, вызывает ответную реакцию государства. Как и налогоплательщик, главным стремлением которого является сохранить часть своей собственности, подлежащей изъятию государством, последнее также вынуждено защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты нало-гов. Любые попытки налогоплательщиков, так или иначе снизить налоговое бремя, сталкиваются с достаточно активным противодействием государствен-ных фискальных и правоохранительных органов (налоговых органов, органов налоговой полиции и др.).
В то же время государству необходимо признать объективность и неиз-бежность уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления и от действий по огульной борьбе с налогоплательщиками переходить к его ре-гулированию в рамках законодательства.
Справедливости ради, необходимо отметить, что принятый и вступивший в силу Налоговый кодекс РФ в значительной степени упорядочил процесс осу-ществления налогового контроля и расширил круг правовых способов защиты прав и интересов налогоплательщиков.
Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ также закрепил существовавшие дол-гое время на практике способы и методы налогового контроля, тем самым лега-лизовав многие способы борьбы с "налоговыми уклонистами".
Конкретные способы уменьшения налогов, представляют собой непосред-ственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависи-мости от того, о каком налоге идет речь.
Однако принципиально все способы можно подразделить на две самостоя-тельные категории. Данный подход представляется оправданным также и по-тому, что, например, в современном английском и американском налоговом праве данные категории способов уклонения прямо дифференцируются даже терминологически.
По словам английского историка и теоретика по вопросам налогообложе-ния Сирила Норткота Паркинсона: "Невозможно увильнуть от налогов. От них можно уклониться законным или незаконным способом. Оба способа так же стары, как и сама налоговая система" [22, с. 88].
Главное же отличие между этими видами налоговой минимизации нару-шены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей. В связи с этим можно вы-делить: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налого-вых выплат, или еще иначе - правомерное уменьшение налогов.
Заключение:
Итак, как показало проведенное исследование, структура налоговой систе-мы не соответствует требованиям федеративного устройства России. Доходы бюджетов большинства субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и в меньшей степени - трансфертов из фе-дерального бюджета, а не собственных налогов. Это негативно сказывается на социально-экономическом развитии регионов и провоцирует налоговый сепа-ратизм.
Некоторые экономисты видят главную причину неэффективности налого-вой системы в том, что она построена на основе собственной отчетности нало-гоплательщиков об их доходах, поэтому чрезвычайно громоздка. Налоговые службы успевают проверять не более 1,5-2% налогоплательщиков. Низкая ве-роятность проверки и умеренные санкции за нарушения провоцируют граждан и предприятия искажать отчетность, скрывать доходы. Налоговые нарушения стали нормой экономического поведения. Между тем укрытый от налогообло-жения капитал крайне сложно вернуть в производственную сферу даже при же-лании владельцев: поскольку инвестиции стали необычным явлением, они сра-зу привлекают внимание налоговых органов к источнику средств.
Все эти проблемы говорят о кризисе налоговой системы, о том, что она способствует углублению экономического кризиса и ее реформа крайне необ-ходима. Большинство экспертов согласно с тем, что необходимо внести сле-дующие изменения в налоговую систему.
Анализ данных показалт, что в ОАО «Ижтехобслуживание» большая часть налогов (более 40%) приходится на косвенные, а в их составе - на НДС. Второе место в составе налоговых издержек занимают налоги, относимые на затраты производства (около 33%). Существенна доля и налогов, относимых за счет чистой прибыли предприятия (более 20%).
Роль различных групп налоговых издержек зависит от специфики произ-водства, отрасли деятельности и других факторов, но общая картина их струк-туры характерна для большинства из них. Опережающий рост выручки с про-даж, прибыли и финансовых ресурсов по сравнению с ростом налоговых из-держек способствовал снижению налоговой нагрузки на валовую прибыль, фи-нансовые ресурсы и реализацию как по обобщающим, так и по частным показа-телям.
По ряду показателей налоговая нагрузка увеличилась, в частности по от-ношению к себестоимости продукции, чистой прибыли, численности работни-ков.
Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской дея-тельности ОАО «Ижтехобслуживание». Оно является непременным и непо-средственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и эта-пах.
В 2002 г. произошло значительное увеличение коэффициента эффективно-сти налогообложения - в 1, 96 раза по сравнению с 2001 г. и снижение налого-емкости реализации продукции в 1, 54 раза. Эти данные подтверждают рост ве-личины чистой прибыли организации по отношению к рублю налоговых пла-тежей соответственно в 1, 96 раза, а также снижение общего налогового бреме-ни по отношению к объему выручки в 1, 54 раза по сравнению с предыдущим финансовым годом. Как показывают частные коэффициенты, такое изменение произошло за счет экономии по налогам, уплачиваемым из прибыли (коэффи-циент налогообложения прибыли снизился более чем в 3,5 раза, коэффициенты налогообложения издержек и цены остались практически неизменными).