Введение:
Налоговая система Российской Федерации - это свод законодательных актов государства, устанавливающая совокупность существующих налогов, ме-ханизмы их исчисления и методы контроля за их взиманием /16/.
Налог - это одна из форм финансовых отношений, взимаемых государ-ством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и общества в целом. Налоги являются необходимым звеном эко-номических отношений в обществе с момента возникновения государства. Раз-витие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы, которая зависит от степени развития де-мократических форм государства.
В развитии налоговой системы можно выделить три периода. Первый период, отличающийся несовершенством и случайным характером налогов, ох-ватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков.
Второй период (16-18 вв.) характеризуется многочисленностью и слу-чайностью налогов, особенно косвенных. Третий период в истории налогов (19 в.) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием. В начале века налоговая система состояла из прямых налогов, с одной стороны, и множества налогов на потребление другой. В конце века фундаментом налого-вой системы становится подоходный налог, реальные налоги отступают на зад-ний план, но сохраняется небольшое число наиболее доходных налогов на по-требление, вводится налог на наследство.
Налоговая система видоизменялась и совершенствовалась под влиянием борьбы классов. Регрессивный характер ее, обусловленный преобладанием кос-венных налогов, в 20в. начал трансформироваться в пропорциональной в связи с переходом к прогрессивному подоходному обложению. Налоговая система конца 20в. в результате усилий финансовой науки и практики более равномер-но распределяет налоговое бремя, чем когда-либо в истории налогообложения. Сейчас вопросы связанные с налоговой системой очень актуальны, потому что бюджет Российской Федерации в основном формируется из налогов. Налоги призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать ин-фляцию. Налоговая политика во многом определяет ход и направление хозяй-ственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реак-цию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совер-шенствуя систему налогов и налоговых льгот, оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяй-ства или отдельных товаропроизводителей, что в конечном счете сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.
Глава 4:
Во время прохождения практики мною была изучена налоговая система
налогообложения юридических лиц на примере Открытого Акционерного Об-щества “Сервелат”.
Основной целью общества является получение прибыли. Предметом деятельности данного общества является: сельскохозяйственное производство (животноводство, растениеводство); переработка скота, изготовление мясной продукции; производство, приобретение и реализация товаров народного по-требления, продуктов питания; торговая, посредническая и коммерческая дея-тельность, не запрещённая действующим законодательством Российской Феде-рации.
В результате исследования мною был обобщен опыт налогообложения ОАО “Сервелат”, изучен порядок расчетов всех видов налогов уплачиваемых данным Открытым Акционерным Обществом “Сервелат” и рассмотрены иско-вые заявления предъявленные Инспекцией МНС РФ по Новоспасскому району Ульяновской области о взыскании налоговых санкций с ОАО “Сервелат”.
• Расчет налога от фактической прибыли предприятия.
• Бухгалтерский баланс (Приложение 2).
Данное ОАО “Сервелат” уплачивает такие налоги, как, налог на при-быль предприятий, единый налог на вменённый доход, единый социальный на-лог, налог с продаж, транспортный налог, НДС на товары и услуги, земельный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транс-портных средств, платежи за добычу подземных вод.
Инспекцией МНС РФ по Новоспасскому району была произведена вы-ездная налоговая проверка ОАО “Сервелат” на основании решения руководи-теля инспекцией МНС РФ по Новоспасскому району №39 от 10 ноября 2000 года. По результатам налоговой проверки составлен акт №194/дсп от 19 декаб-ря 2000 года, которым выявлены следующие нарушения предусмотренные ст.122 п.1 Налогового Кодекса РФ:
• занижение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость, налогу с продаж. 22 декабря 2000 года, руководителем инспекцией МНС РФ по Новоспасскому району принято решение № 199/дсп о привлечении налогоплательщика ОАО “Сервелат” к налоговой ответственности за со-вершение налогового правонарушения, а именно наложены штрафные
санкции;
• за неуплату (неполную уплату) НДС, повлекшее занижение налогообла-гаемой базы по НДС на основании п.1 ст.122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 27533 руб-ля;
• за неуплату (неполную уплату) налога с продаж в виде штрафа 20% от неуплаченной суммы налога - 4174 рубля.
Требование об уплате недоимки, пени, сумм штрафных санкций вручено ОАО “Сервелат” 22 декабря 2000 года, в котором установлен срок для добро-вольной уплаты начисленных сумм до 4 января 2001 года. Однако, в установ-ленной срок суммы налоговых санкций уплачены не были.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.114,115 Налогово-го Кодекса РФ инспекция МНС РФ по Новоспасскому району просит Арбит-ражный суд взыскать с ОАО “Сервелат” сумму налоговых санкций в размере 31707 рублей.
Заключение:
Сложившаяся в экономике ситуация требует незамедлительного совер-шенствования налоговой системы. Проблема чрезвычайно многогранна и, де-лится на ряд частных проблем. К ним относятся: введение монополий на ряд товаров, ограничения доходов естественных монополистов, налоговое стиму-лирование инвестиционного процесса и производителей и много других. Какие-то мероприятия надо проводить немедленно, чтобы получить быстрый эффект, с какими-то можно подождать до определенной перспективы.
Нельзя сказать, что в последние годы налогообложению юридических лиц совсем не уделялось внимания. Скорее наоборот: с 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ, введен-ная Федеральным законом от 06.08.2001 №110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах.
Также в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» были внесены изменения Федеральным законом от 07.07.2003 года №117-Ф3 «О внесении из-менений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу не-которых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».
Эти изменения затронули некоторые вопросы налогового учета основ-ных средств. Кроме того Закон №117-Ф3 изменил распределение сумм на лога на прибыль между федеральными, региональными и местными бюджетами, а также порядок признания расходов на формирование фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструктивных работ. Все эти изменения вступают в силу с 1 января 2004 года, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах”.
Также с 1 января 2002 года вступила в действие глава 27 “Налог с про-даж” НК РФ, введенная Федеральным законом от 27.11.2001 №148-ФЗ “О вне-сении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой сис-темы в Российской Федерации”, налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на террито-рии субъекта Российской Федерации. Таким образом, теперь, в отличие от ра-нее действовавшего порядка, налогом с продаж не облагаются обороты по реа-лизации товаров (работ, услуг) юридическим лицам за наличный расчет. А вот реализация товаров индивидуальному предпринимателю по-прежнему облага-ется налогом. Налоговым периодом по налогу с продаж является календарный месяц.