Введение:
Совершенствование механизма правового регулирования налогообложе-ния в условиях рыночной экономики достигается посредством развития кон-ституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма. Налоговый кодекс Россий-ской Федерации является новым этапом развития российского налогового зако-нодательства, несмотря на то что многие аспекты налогового федерализма, на-логового управления, оптимизации налогообложения, распределения налого-вых функций между различными ветвями власти остались не урегулированны-ми.
Налоговый кодекс подчеркивает определенную автономность норм нало-гового законодательства по отношению к нормам финансового, администра-тивного и других отраслей законодательства, тесно связанных с налоговым за-конодательством. Такая позиция законодателя представляется спорной, по-скольку финансовая деятельность государства, реализуемая через механизм на-логообложения, является частью государственного управления и контроля и ре-гулируется также правовыми нормами в области имущественных, управленче-ских, финансовых, предпринимательских, торгово-экономических и координа-ционно-контрольных отношений.
За несколько лет реформ в России произошли значительные изменения: прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых пред-приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых ком-паний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объёмы внешней торговли.
В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической систе-мы. Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это особенно стало очевидным в период жёсткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источ-ником пополнения бюджета. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.
Целью настоящей работы является исследование налоговой политики го-сударства в отношении юридических лиц. В рамках поставленной цели основ-ными задачами работы являются:
анализ теоретических положений налогообложения;
исследование особенностей налогообложения юридических лиц;
сравнительный анализ налогообложения в коммерческой организации.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практи-ческих проблем налогообложения на основе реализации комплексного подхо-да.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера, ка-сающиеся налогообложения.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечест-венных специалистов в области налогообложения.
Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного анализа, экономико-статистического, сравнения и других.
Происходящие в России глубокие перемены, направленные на формирова-ние инвестиционной, торговой, административной, бюджетной, налоговой, банковской, валютной, внешнеэкономической и прочих систем, связанных с функционированием рынка и государственным управлением экономикой и фи-нансами, высвечивают по-новому многие вопросы правового регулирования налоговых отношений. Действующее налоговое законодательство подвергается постоянной критике - как в концептуальном плане, так и в отношении конкрет-ных норм.
Глава 3:
Именно в силу последнего из перечисленных условий после разрушения старых механизмов обеспечения обязательств возникает некая "полоса неопре-деленности" в реализации механизма банкротства налогоплательщиков.
Эти проблемы непосредственно связаны с государственным регулировани-ем процедур обеспечения взыскания обязательных платежей. Становятся оче-видными объективные и субъективные причины, мешающие реализации уни-фицированных мер по выработке и внедрению четкой системы согласованных норм гражданского, процессуального, налогового законодательства, касающих-ся взыскания обязательных платежей посредством норм о несостоятельности, исполнительном производстве, арбитражном процессе, административном и уголовном процессе. В числе таких причин можно назвать:
неразработанность и спорность некоторых теоретических вопросов, лежа-щих в основе гражданско-правового и финансово-правового регулирова-ния порядка обращения взыскания на имущество должника по обязатель-ным платежам;
недооценка в государственной налоговой политике по обеспечению соби-раемости налогов обязанности государства по защите имущественных ин-тересов налогоплательщиков и игнорирование определенных концепту-альных противоречий, которые отражаются на законотворческом процессе;
отсутствие единого подхода к проблемам совершенствования правового регулирования обращения взыскания на имущество отдельных типов должников, общей концепции и стратегии развития законодательства о банкротстве, четкого представления об этапах и основных направлениях государственной стратегии поддержки убыточных предприятий, что при-водит к бессистемному обновлению норм об обращении взыскания на имущество в различных отраслях законодательства, неравномерности раз-вития его отдельных институтов, к дублированию;
некоторые институты налогового законодательства, касающиеся взыска-ния налогов, развиваются активнее, чем другие. Так развиваются институ-ты налоговых проверок и субъективного состава налоговых нарушений. В то же время неясен порядок оценки имущества, с учетом влияющих на не-го рыночных критериев оценки рисков и деловой репутации, колебаний валютных курсов;
в последнее время наметился курс на разработку комплекса мер по защите налогоплательщика. Однако налогово-бюджетное законодательство не ус-матривает связи между банкротством из-за высокого налогового бремени и неплатежей по государственным долгам и необходимостью выработки особенных процедур обращения взыскания по налоговым долгам в отдель-ных отраслях производства. Например, внешнеэкономическим законода-тельством введен комплексный подход к проведению государственной по-литики защиты внутреннего рынка и отечественного производителя в це-лях эффективного использования бюджетных экспортных кредитов и дру-гих государственных и негосударственных денежных инвестиционных средств;
активно развивающееся правовое регулирование налогообложения дохо-дов иностранных лиц, полученных в Российской Федерации и доходов российских лиц, полученных за рубежом, заимствует из внешнеэкономи-ческого регулирования зарубежных стран много нового. При этом практи-чески отсутствует доступная государственным органам бухгалтерская от-четность о зарубежных инвестициях отечественных предпринимателей и недвижимости за рубежом, что не позволяет осуществлять налоговый кон-троль и взыскивать обязательные платежи. Многие российские инвесторы не представляют в российские налоговые органы сведений о своем зару-бежном имуществе, на которое может быть обращено взыскание;
Необходимо осуществить конкретные правовые меры:
принять законодательный акт, регламентирующий компетенцию различ-ных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения взыска-ния на федеральную и муниципальную собственность по различным видам налогов и обязательных платежей;
исходя из задач поддержки российского предпринимательства регламен-тировать правовыми нормами, в соответствии с приоритетами структурной и региональной политики Российской Федерации, особенности проведения процедуры несостоятельности отдельных предприятий, являющихся нало-говыми должниками;
нормативно скоординировать деятельность по осуществлению порядка на-ложения взыскания государственными налоговыми и другими органами на имущество налогоплательщика и урегулировать в налогово-бюджетных законах финансирование национальных промышленных приоритетов;
развивать правовую базу налогово-бюджетного регулирования, позволяю-щую реализовать государственные программы взаимозачетов в сфере ре-структуризации налоговой задолженности предприятий должников и бюд-жетных обязательств.
Заключение:
Многие противоречия налоговых систем могут быть сняты, если рассмат-ривать налоги не с точки зрения перераспределения произведенного прибавоч-ного продукта между его производителем и обществом, а с точки зрения платы отдельных членов общества за ресурсы, принадлежащие всему обществу.
Остается только выбрать те ресурсы, уровень потребления которых харак-теризует экономическое развитие, а эффективность использования определяет эффективность производства. При современном уровне технологического раз-вития общества таких ресурсов может быть два: это энергетические ресурсы и трудовые ресурсы.
Структура налоговой системы не соответствует требованиям федеративно-го устройства России. Доходы бюджетов большинства субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и в меньшей степени - трансфертов из федерального бюджета, а не собственных налогов. Это негативно сказывается на социально-экономическом развитии ре-гионов и провоцирует налоговый сепаратизм.
Некоторые экономисты видят главную причину неэффективности налого-вой системы в том, что она построена на основе собственной отчетности нало-гоплательщиков об их доходах, поэтому чрезвычайно громоздка. Налоговые службы успевают проверять не более 1,5-2% налогоплательщиков. Низкая ве-роятность проверки и умеренные санкции за нарушения провоцируют граждан и предприятия искажать отчетность, скрывать доходы. Налоговые нарушения стали нормой экономического поведения. Между тем укрытый от налогообло-жения капитал крайне сложно вернуть в производственную сферу даже при же-лании владельцев: поскольку инвестиции стали необычным явлением, они сра-зу привлекают внимание налоговых органов к источнику средств.
Все эти проблемы говорят о кризисе налоговой системы, о том, что она способствует углублению экономического кризиса и ее реформа крайне необ-ходима. Большинство экспертов согласно с тем, что необходимо внести сле-дующие изменения в налоговую систему.
Чрезмерная сложность - порок не только российской налоговой системы, но и многих других. Учреждаются все новые и новые налоги, с разными, под-час противоречивыми, целями, условиями начисления и налогообразующими базами. Налоговые кодексы, сборники законов и инструкций в некоторых стра-нах насчитывают сотни страниц. В США, когда президент Рейган проводил свою знаменитую налоговую реформу, каждый из 140 млн налогоплательщиков заполнял декларацию о доходах на 32 страницах, предварительно прочитав ин-струкцию на 48 страницах, включая словарь из 138 терминов.
Необходимы также понятные и стабильные "правила игры" в области на-логов и хозяйственного права, которые нельзя менять в угоду конъюнктуре и политическим взглядам высших российских чиновников.
России не удастся, какие бы затраты при этом ни делались, скопировать налоговые системы развитых западных стран, поскольку они создавались в те-чение сотен лет, постепенно решая возникающие при этом проблемы. Эффек-тивность создаваемой путем копирования налоговой системы в течение еще длительного времени будет сомнительной. Более того, очень трудно оценить, на какие затраты должны пойти налогоплательщики, чтобы создаваемая по за-падному образцу налоговая система начала эффективно функционировать.