Введение:
Ядро экономического базиса общества составляют господствующие в нем отношения собственности. Поэтому охрана отношений собственности, на которые опирается государство, составляет одну из важнейших задач государства любого исторического типа.
Охрана собственности и владения осуществляется всеми отраслями права. Ведущая роль принадлежит конституционному праву. В соответствии с Конституцией РФ в Российской федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, и иные формы собственности.
Положения Конституции РФ развиваются и конкретизируются в нормах административного, финансового трудового, уголовного, гражданского и др. отраслей права. В рамках гражданского изучаются не все, а только гражданско-правовые способы охраны собственности.
При охране права владения различные нормы и институты права собственности играют различную роль. Одни из них охраняют отношения собственности путем их признания, тем самым распространяя на них защиту гражданского закона. Таковы, например, нормы об отсутствии ограничений количества и стоимости имущества находящегося в частной собственности. Другие правила обеспечивают необходимые условия для реализации вещных прав и в этом смысле тоже важны для охраны, например правила регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Наконец третьи устанавливают неблагоприятные последствия для нарушителей вещных прав, т.е. непосредственно защищают от противоправных посягательств.
В самом гражданском праве защиту в рамках главы 20 ГК следует отличать от защиты интересов собственника в широком смысле. Последняя может осуществляться различными способами: путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего интересы собственника (ст. 13 ГК); путем признания недействительными сделок, нарушающих интересы собственника, возмещение убытков собственнику и т.д.
С усложнением системы гражданских правоотношений вопрос грамотной защиты своего права приобретает все большую актуальность. Особенно это проявляется в институте защиты права собственности, недаром ему посвящена целая глава гражданского кодекса. Нередко от выбора верного и наиболее подходящего средства защиты зависит успех всего дела. Учитывая важность и актуальность данной проблемы, вижу целью своей работы систематизацию правовых способов защиты права владения.
Глава 5:
Новый ГК РФ содержит огромное количество новелл, однако практически он не привнес в отечественное гражданское право каких-либо новых правил осуществления защиты права собственности и фактического владения. Нормы главы 20 ГК РФ «Защита права собственности и других вещных прав» воспроизвели основные положения, закрепленные в ст.54 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и ранее содержавшиеся в ГК РСФСР 1964 г.
Для защиты своих правомочий, в том числе и правомочия владения, собственнику действующим гражданским законодательством предоставлены такие вещно-правовые средства, как иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст.302 ГК РФ) и иск об устранении всяких нарушений его права, хотя бы и не соединенных с лишением владения (ст.304 ГК РФ).
Негаторный иск, предусмотренный ст.304 ГК РФ и также известный отечественному праву достаточно давно, имеет некоторые черты сходства с владельческими исками, и в частности закрепленными ст.862 Германского гражданского уложения и ст.928 Швейцарского гражданского уложения исками из нарушения владения. Негаторный иск по российскому праву, как и названные владельческие иски, направлен на устранение помех в осуществлении правомочия владения, создаваемых собственнику третьими лицами; при этом в отличие от ситуации, когда субъект лишается владения вещью вообще, он продолжает осуществлять физическое господство над ней, хотя последнее и ограничено или затруднено неправомерными действиями нарушителя. Правомочие распоряжения вещью в этой ситуации практически не страдает, хотя, безусловно, собственник может быть затруднен в полноценной его реализации из-за неудобств, связанных с помехами во владении.19
Вместе с тем иск, предусмотренный ст.304 ГК РФ, нельзя считать владельческим, поскольку действующее законодательство не содержит установленных (как, например, в названных нормах немецкого и швейцарского кодексов) положений об особом порядке рассмотрения посессорных исков и о невозможности, по общему правилу, исследования вопросов правового титула в рамках иска о пресечении помех в осуществлении владения. Это означает, что ответчик по негаторному иску может выдвинуть против истца возражения, обоснованность которых суд сможет проверить лишь при решении вопроса о праве гражданском, т.е. истец вынужден будет доказывать свой justis titulus.
Защита прав владельца, не являющегося собственником, предусмотрена в ст.305 ныне действующего ГК РФ, в соответствии с которым лицу, не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, принадлежит право предъявлять требования, указанные в ст.301—304 ГК РФ, т.е. титульному владельцу, не являющемуся собственником, для защиты его прав предоставлены традиционные виндикационный и негаторный иски. В силу прямого указания закона исковые требования могут быть предъявлены и против собственника имущества. Исходя из распространенного в отечественной доктрине вполне обоснованного тезиса о невозможности конкуренции виндикационного и договорного исков, 20 фактический владелец наделен правом предъявлять при наличии договорных отношений против собственника, лишившего контрагента по договору владения вещью, лишь договорный иск.
Заключение:
Развитие правового института владения в нашей стране, усиление юридических гарантий охраны всех форм собственности постоянно совершенствуются. В нашей стране на протяжении XX века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась неожиданной катастрофой, последствия которой будут создавать проблемы ещё не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель – вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего режима. Наилучшим образом публичный, экономический порядок и институциональные единства регулирования отношений собственности может обеспечить государство. Потребность же государственного регулирования экономики и отношений собственности признают многие специалисты. “Для современной рыночной экономики зарубежных стран характерны “сильное государственное регулирование”, основанное на государственной мощи, государственной собственности, на природные и другие материальные ресурсы, государственном секторе экономики на планировании (программировании), обеспечивающим сильную ориентацию развития.”
В российском обществе в настоящее время превалирует концепция приоритетов интересов и прав личности по сравнению с интересами общества и государства. В западном мире, на который ориентируются многие российские политики и юристы, все в большей мере преобладает подход к частной собственности как к такому институту, который должен служить интересам общества и быть подконтрольным ему.