Введение:
Развитие рыночных экономических отношений вызвало к жизни новое научное направление – логистику. В общем виде логистика есть наука о потоках в «больших системах». Однако в экономике логистика это не только управление материальными потоками. Логистика обладает большими возможностями и высокой эффективностью в осуществлении предпринимательской деятельности.
Объектом изучения логистики являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов в производстве. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность.
Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. с управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
Глава 5:
При исследовании механизмов функционирования логистической системы целесообразно изучить и юридическую составляющую этого вопроса.
Главным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов, является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года. Согласно статье 15 она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы [1].
Хозяйственная деятельность предприятий оказывает существенное влияние на окружающую среду, поэтому вопрос охраны окружающей среды очень важен и актуален.
Статья 42 Конституции РФ гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Федеральный закон Российской Федерации № 174-ФЗ от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направленной на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативного влияния на нее хозяйственной и иной деятельности субъектов и предусматривает ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В Российской Федерации осуществляется государственная и общественная экологические экспертизы, основанные на принципах (статья 3) комплексности оценки воздействия на окружающую среду деятельности субъектов; достоверности и полноты информации; независимости экспертов; гласности, участия общественных организаций; ответственности участников экологической экспертизы.
В статье 2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в редакции от 31.12.2002 г.) «Об охране окружающей среды» в пункте 1 говорится, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других законов и нормативных правовых актов, которые действуют на всей территории РФ [3].
Статья 3 настоящего закона обозначает основные принципы охраны окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе следующих принципов:
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- ответственность за экологическую безопасность; возмещение вреда окружающей среде;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность (выявление, анализ и учет прямых или косвенных воздействий на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления).
Статьями 5 и 6 главы II «Основы управления в области охраны окружающей среды» настоящего Федерального закона обозначены полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Это обеспечение проведения Федеральной политики в области экологического развития РФ; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране окружающей среды и контроль за их применением; установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды; установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной деятельности независимо от форм собственности (федеральный государственный экологический контроль), в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.
Заключение:
В настоящем дипломном проекте дана всесторонняя характеристика логистической системы управления как потокопроводящей системы логистики. Логистическая система управления производством – это регламентированная нормативными документами совокупность взаимосвязанных организационных, технических, экономических, социальных мероприятий, методов и средств, служащих постоянному повышению эффективности производства.
Логистическая система управления осуществляется путем:
- усиления опережающих темпов роста результатов производства по сравнению с затратами на него;
- оптимизации удельных объемов используемых ресурсов;
- обеспечения нормативного уровня качества ресурсов;
- поддержания и повышения технического уровня и качества продукции, внедрении ресурсосберегающих конструкций и прогрессивной технологии;
- сокращения отходов и потерь сырья и материалов на всех стадиях их обработки, хранения, транспортирования и максимально возможного использования возвратных ресурсов;
- совершенствования хозяйственного и коммерческого механизма управления ресурсами;
- последовательного внедрения передового опыта организации материально-технического обеспечения.
Основные постулаты построения универсальной логистической концепции сводятся к следующим положениям:
- объектами исследований, изысканий и преобразований в логистике являются потоковые (материальные, финансовые и соответствующие им информационные или их сочетания) процессы в экономических сферах воспроизводства и обращения;
- целевая функция исследований и разработок предполагает оптимизацию соответствующих потоков путем поиска и максимальной мобилизации имеющихся резервов для повышения эффективности их реализации;
- оптимизация потоковых процессов ведется с позиции единого целого как системы и интегрированной системной совокупности.
В логистике речь всегда идет о поиске и выборе решения, лучшего по сравнению с тем, которое уже имеется. Именно такое рассмотрение потоковых процессов в экономике, увязанное с методологией их изучения, способами оптимизации и оценки принимаемых решений, должно служить универсальному толкованию понятия «логистическая деятельность».
Функциональная особенность универсальной концепции логистики состоит в комплексном анализе, синтезе и оптимизации уже действующих, организованных или предложенных снабженцами, плановиками, финансистами, менеджерами, сбытовиками материальных и связанных с ними потоков.
Имеются все основания для распространения в будущем этой универсальной концепции на всю экономику в национальном и мировом масштабах, т.е. для появления новой ступени в ее развитии, именуемой логистическим этапом экономики. Ведь в трактовке известного американского экономиста П. Самуэльсона «экономика – наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей»