Введение:
Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией.
Предприятия приобретают сырье, материалы, товары, потребляют их в производственном процессе и получают либо готовую продукцию, либо, при торговле, финансовый результат. Торговые организации покупают и продают готовые материальные ценности-товары. Строительные фирмы приобретают стройматериалы и используют их во время выполнения работ. Даже те организации, видом деятельности которых является оказание услуг, не могут обойтись без определенных материально-производственных запасов, например, канцелярских товаров или топлива для автомобилей.
Таким образом, каждый бухгалтер неизбежно сталкивается не только с необходимостью контроля над сохранностью товаров, своевременного предоставления руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования, но и с необходимостью оценки прибыльности хозяйственных операций.
Объектом исследования в дипломной работе является ООО “Вита-фарм”. Целью дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учёта и аудита товарных операций в этой организации.
Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:
1) проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2) контроль над товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.
Глава 3:
Бухгалтерия ООО “Вита-фарм” ежемесячно сверяет данные бухгалтерского учета то¬варов с данными, отраженными в журнале.
Карточка количественно-суммового учета применяется в ООО “Вита-фарм” (на складе) для аналитического учета тех това¬ров, которые учитываются в количественном выражении (приложение Н).
Карточка ведется отдельно на каждое наименование товара. Записи в карточке производятся в количественном выражении на основании проверенных документов, представляемых в бухгалтерию кладовщиком.
Товарный отчет применяется для учета товарных документов, которые получал кладовщик за отчетный период, который утверждается ру¬ководителем организации.
Он составляется в двух экземплярах кладовщиком с указанием номера, даты документов на поступление и выбы¬тие товаров. Остаток товаров и тары на начало отчетного периода берут из предыдущего отчета или из инвентаризационной описи. Остаток на конец периода определяется как остаток на начало периода плюс приход товара и тары за вычетом расхода за отчетный период. Первый экземпляр отчета с приложенными документами, на ос¬новании которых составляется отчет, передается в бухгалтерию, вто¬рой экземпляр остается у материально ответственного лица.
На предприятии ООО “Вита-фарм” отчетным периодом является месяц.
Поступивший в бухгалтерию товарный отчет и первичные документы проверяются в тот же день по форме, по существу и арифметически. При этом бухгалтер обращает внимание на реальность начальных остатков, аккуратность и правильность составления документов и самого отчета, наличие всех приложенных документов, своевременность и полноту оприходования товара или списания его с учета. Несвоевременное отражение движения товаров искажает величину товарного остатка и позволяет некоторое время скрывать недостачи и излишки. Обнаруженные при проверке отчетов ошибки исправляются корректурным способом и заверяются подписью бухгалтера и материально ответственного лица. Проверенные и принятые к учету товарные отчеты проходят бухгалтерскую обработку. Сальдо, полученное по данным бухгалтерского учета, сверяют с остатками товаров и тары по товарному отчету.
При перемещении товаров внутри организации (при пе¬редаче с оптового склада на розничный склад) составляется накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (фор¬ма № 132). Накладную должен составлять работник, выдающий товары со склада, но в ООО “Вита-фарм” она выписывается в централизованной бухгалтерии в двух экземплярах:
- первый экземпляр передается на оптовый склад;
- второй остается в бухгалтерии.
Заключение:
Изучив методы ведения бухгалтерского учета, рассмотрев методологию учета товаров и их реализации, можно сделать выводы о позитивном влиянии, при правильном применении полученных навыков, на организацию складского хозяйства. Учет не только способен обеспечивать сохранность товарно-материальных ценностей, но и дает предпосылки для анализа запасов с целью более плодотворного управления ими. На основании данных бухгалтерского учета, а учет товаров одна из составляющих его, делается анализ финансового состояния предприятия, который отображает как недостатки хозяйственной деятельности, так и ее положительные моменты.
При аудите товарных операций в ООО “Вита-фарм” особое внимание необходимо уделить проверке правильности ценообразования, т. е. проверке способа учета товаров и его соответствия способу, отраженному в учетной политике организации, а также проверке достоверности учета по счетам 41 “Товары”.
При проверке документального оформления движения товаров особое внимание следует уделить первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет, и которые составляются в организации при приемке и реализации товаров.
Типичные ошибки, выявленные при внутреннем аудите в ООО “Вита-фарм”:
- не со всеми работниками заключены договора о полной материальной ответственности
- арифметические ошибки
- неправильно отражаются документы по приходу и отпуску товаров.
Проанализировав хозяйственно-финансовую деятельность ООО “Вита-фарм” за период с 2005г. можно сделать вывод, что организация в целом финансово устойчива, платежеспособна, объем реализуемых товаров приходится на воду питьевую. Необходимо изыскать возможности для расширения реализуемых товаров, привлекать покупателей дополнительными услугами, такими как сервисное обслуживание и ремонт оборудования. Привлекать свободные денежные средства учредителя на взаимовыгодных условиях для обеих сторон для пополнения оборотных средств и увеличения розничного оборота.
В общем, опыт ведения в ООО “Вита-фарм” внутреннего контроля товарных операций положительный. Расхождений в работе с порядком, предусмотренным инструкциями нет. Однако, при таком небольшом объеме товарных операций, какое имеется у ООО “Вита-фарм”, оперативность и срочность выведения результатов проведенных инвентаризаций не на максимально высоком уровне.
Также необходимо обратить особое внимание на переподготовку работников бухгалтерии в связи с постоянно изменяющимися условиями, как в законодательстве, так и в финансовой сфере.