Введение:
Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного и российского права.
Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку оно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны.
В связи с тем, что Конституция Российской Федерации (ч.4 ст.15) провозгласила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составной частью российской правовой системы, имеющими приоритет перед национальным законодательством, международные акты, ратифицированные Россией, стали обладать высшей юридической силой.
Право каждого члена общества на пенсионное обеспечение нашло отражение в таких международных актах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г., Конвенция МОТ N 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1968 г.
Право граждан государств - участников Содружества Независимых Государств на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством страны их проживания, закреплено в Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (кроме России участниками этого Соглашения являются Азербайджанская Республика, Республика Армения и другие республики).
Таким образом, мировое сообщество очень внимательно относится к проблемам пенсионного обеспечения, провозглашая заботу о престарелых, нетрудоспособных и детях одной из общечеловеческих ценностей.
Значение международных актов заключается в том, что в них формируется социальный стандарт пенсионного обеспечения, который должен предоставляться абсолютно каждому человеку как члену общества.
Право граждан на пенсионное обеспечение закреплено и в актах российского законодательства. О нем, в частности, говорится в программном российском документе - Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., согласно которой каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях. Право граждан на пенсию - это и конституционное право. П.2 ст. 7 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечиваются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Глава 3:
При обращении за назначением пенсии заявителя, работавшего после 1 января 1999 года и не прошедшего регистрацию в системе персонифицированного учета государственного пенсионного страхования, пенсия может быть начислена с учетом заработка и стажа за периоды до его регистрации в органах Пенсионного фонда.
Стаж работы за период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается трудовой книжкой или другими документами, выдаваемыми в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями и предприятиями.
Такими документами является справка о заработке. Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных учетных документов по оплате труда организацией, в которой работал обратившийся за пенсией. В случае ликвидации или прекращения деятельности организации по другим причинам справки выдаются её правопреемником, вышестоящей организацией или архивными органами, располагающими данными документами /24/.
При желании застрахованного лица пенсия может быть исчислена из заработка за период до 01.01.1999 года. Тогда этот заработок должен быть подтвержден выданной работодателем (а если работа протекала в нескольких местах - работодателями) справкой о заработке, содержащей сведения об отчислении страховых взносов в Пенсионный фонд России, а за период до 01.01.1991 года - об отчислении на социальное страхование. При отсутствии таких записей на справке о заработке за период с 01.01.1991 по 31.12.1998 год, а также при возникновении у ГУ-УПФР в Радищевском районе сомнений в правильности и обоснованности выдачи справки о заработке за этот же период, берется реестр об уплате страховых взносов работодателем за определенный период.
Подтверждение соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации факта уплаты страховых взносов налогоплательщиком за период до 01.01.1991 года не требуется.
Застрахованное лицо, работающее на момент обращения (или работодатель), наряду с общеустановленными документами, необходимыми для назначения пенсии, представляет за периоды работы после 01.01.1999 года ксерокопию индивидуальных сведений по форме "назначение пенсии" за текущий отчетный период (до даты обращения или даты увольнения работника) с обязательной отметкой специалиста соответствующего органа Пенсионного фонда России об их приеме.
Данная ксерокопия приобщается к документам пенсионного дела застрахованного лица, обратившегося за назначением пенсии.
Заключение:
В рамках своей дипломной работы я попытался осветить правовые аспекты реформирования пенсионной системы в России. Для этого я рассмотрел историю развития пенсионного обеспечения, как в зарубежных странах, так и в России. Особенно обратил внимание на зарождение пенсионных правоотношений до 1917 года и подробно рассмотрел их развитие до 90 годов 20 столетия в России. В своей работе я проанализировал основные направления пенсионной реформы, для этого я дал характеристику пакету взаимосвязанных законопроектов, которые обеспечивают создание целостной нормативно- правовой базы долгосрочной стратегии развития пенсионной системы страны. Действующая в России пенсионная система имеет длительную историю. Система непрерывно модифицировалась, но её сущность, основанная на государственной форме пенсионного обеспечения, практически не изменилась. Наиболее значимые изменения имели место за последнее десятилетие. Произошли некоторые сдвиги в сторону усиления страховых принципов при определении величины пенсии, средства на выплату трудовых пенсий вынесены за пределы государственного бюджета и аккумулируются в Пенсионном фонде Российской Федерации, появились негосударственные пенсионные фонды и система добровольного пенсионного страхования. Пенсионный фонд России - это не только одна из крупнейших, но и абсолютно закрытая для контроля финансовая структура. В то же время, результаты косвенной экспертизы позволяют утверждать, что в фонде имеются значительные резервы для повышения объема средств, распределяемых на выплату трудовых пенсий. Например, уже сейчас можно повысить пенсии за счёт увеличения эффективности работы Пенсионного фонда. Размеры пенсий необходимо и можно повысить уже сейчас. Достаточно навести элементарный порядок в деятельности Пенсионного фонда РФ. Необходимо разработать и ввести в действие Закон РФ «О формировании доходов и осуществлении расходов в Пенсионном фонде Российской Федерации», запустить механизм ответственности за все решения, принимаемые в процессе формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда. Усилить контроль за использованием средств Пенсионного фонда. Для этого требуется отстоять в пенсионной системе принцип разделения функций и хотя бы не разрушать то, что уже имеется. Необходимо сохранить за региональными службами социального обеспечения, закрепленные за ними функции сбора информации о пенсионерах и назначения пенсий, а за территориальными отделениями Пенсионного фонда - функции аккумуляции средств и пенсионных выплат. Теоретически пенсионная система в России ориентирована на сохранение утраченного дохода. Однако недостаток средств в системе привёл к тому, что пенсии фактически имеют форму социального пособия. Размер пенсии слабо привязан к размеру заработной платы, пенсии не дифференцированы и даже не достигают величины прожиточного минимума для людей пожилого возраста. Считаю необходимым: отказаться от уравнительной системы в пенсионном обеспечении. Размер пенсии должен быть жестко привязан к размеру заработной платы, а её минимальный размер достигать величины прожиточного минимума для людей пожилого возраста. Главной целью государственной пенсионной системы должен быть последовательный переход от системы, решающей преимущественно задачу социального обеспечения для пенсионеров, к системе, в которой достигается сохранение утраченного дохода в связи с потерей способности к труду. Требуется включить в общий трудовой стаж так называемые нестраховые периоды и специальный трудовой стаж тем гражданам, у которых такой стаж уже имеется, а именно: время обучения в средних специальных и высших учебных заведениях; уход неработающей матери за каждым ребёнком в возрасте до трёх лет и 70 дней до его рождения (декретный отпуск). Необходимо поддерживать социальную справедливость для всех пенсионеров на территории России. Пенсионерам, проживающим на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, необходимо устанавливать размер пенсии с учетом северного коэффициента к заработной плате. Сейчас идет переход от распределительного механизма финансирования пенсий, основанного на договоре поколений, к накопительному. Я очень осторожно отношусь к этому направлению реформирования. История знает обратные варианты, когда государства, пострадав от накопительной системы, переориентировались на распределительные механизмы как более надежные и эффективные.