Введение:
На дворе XXI век. Всего за каких-то пару сотен лет человечество перешло от карет, запряженных лошадьми к автомобилям мощностью в сотни лошадиных сил, от счет к продвинутым компьютерам, человек научился летать и вышел в космос. Казалось бы, уровень развития человеческой расы таков, что время краж, разбоев, грабежей должно остаться в прошлом. Однако в этом направлении человеческого развития дела обстоят совсем наоборот. Тяга к “презренному металлу” заставляет все большее число людей совершать противоправные поступки. И хоть имя этому “металлу” разнообразно (доллары, евро, рубли) – неизменно одно: преступное обогащение одних ведет к бедствию, горю сотен других. Да, сейчас уже не в моде грабежи на большой дороге – достижения правоохранительных органов сделали невыгодным такой вид преступлений. К тому же денежная масса теперь большей частью обезналичена. Громадное количество нормативных актов, регламентирующих различные виды деятельности, привело к тому, что преступники, совершающие свои противоправные деяния в экономической сфере, должны обладать недюжими знаниями бухгалтерии, финансов, юриспруденции. Экономические преступники - это уже не просто горстка вооруженных людей в масках , останавливающие прохожих и грабящие поезда - зачастую это люди высокообразованные, умные, занимающие высокое положение в обществе. Естественно, что к этим преступникам, а соответственно и к экономическим преступлениям, в общем, необходим особый подход и неординарные методы противодействия этому виду преступности.
В современный период развития нашего государства, когда обвальные спады в экономике сменяются бурным экономическим ростом, когда в этих сложных непредсказуемых условиях некоторые недобросовестные индивиды наживают за счет государства и других людей баснословные капиталы, тема борьбы правоохранительных органов с преступностью в сфере экономики особенно актуальна. Сейчас, когда принимаются множество нормативных актов, приближающих нас к ведущим правовым государствам мира, когда на смену советской, безусловно надежной и проверенной во времена СССР правоохранительной системе, так необдуманно разрушенной, только-только начинает зарождаться молодая российская система противодействия преступности, как никогда важно выработать методы борьбы с экономической преступностью, способные восстановить в нашем великом государстве порядок и верховенство закона. Именно поэтому, подчиняясь желанию обобщить уже имеющееся и на этой базе предложить кое-что свое, я выбрал себе тему дипломной работы : ” Применение органами внутренних дел уголовного законодательства в борьбе с преступностью в сфере экономики”. Экономические преступления в современной России – очень важная и острая проблема. Нестабильность и разбалансированность народного хозяйства России, непрерывно сотрясаемого целым комплексом кризисов, усугублялась к тому же разноречивыми законодательными актами и высокими налоговыми ставками. Такое положение дел было благоприятно только для посреднических операций и тех видов бизнеса, которые не являются лигитимными (законными), то есть для экономической преступности. Борьба с экономическими преступлениями – важная задача правоохранительных органов на сегодняшний день. Все вышеизложенное, а так же не прекращающаяся череда преступлений данного вида, совершаемых с использованием все более изощренных способов нарушения законодательства , объясняет актуальность выбранной темы. Одной из задач уголовного законодательства является помощь в развитии и укреплении рыночных отношений в России, охрана экономических прав граждан и юридических лиц, а также интересов государства в данной сфере. Но применение статей ныне действующего УК вызывает подчас некоторые трудности в связи с несовершенством системы российского законодательства. Считаю нужным подчеркнуть, что экономические преступления – отличные от других преступлений тем, что сфера деятельности, в которой совершаются противоправные деяния, регулируется множеством нормативных актов различных отраслей права. Поэтому для уяснения содержания соответствующих норм следует обращаться к не уголовному законодательству, устанавливающему отношения, которые уголовно-правовые нормы лишь охраняют.
Глава 4:
Уже несколько лет действует ст. 174 Уголовного кодекса (УК) РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем", (Приложение 4).
Вот пример подобной противоправной деятельности раскрытой сотрудниками ОБЭП. С целью так называемого отмывания денежных средств, полученных от продажи наркотиков, Ш. и Р. хозяева одной из фирм, действовавшей на территории одной из поволжских областей, вступили в сговор с руководителем некоего банка, который, в нарушение установленных правил, зарегистрировал в одном из помещений банка обменный пункт валюты. Это было сделано для того, чтобы превращать "наркорубли" упомянутой фирмы в доллары США. Получаемая таким образом валюта использовалась на расширение преступной деятельности в России, а также вывозилась за рубеж по справкам, выдаваемым замешанным в эту историю банком. В результате проведенных оперативно-розыскными мероприятий удалось вскрыть механизм преступной деятельности, а главное установить местонахождение денежных средств. Было изъято около 2 млн долларов США и 15 млн рублей, а также наложен арест на имущество, приобретенное на полученные преступным путем средства. Лицам, принимавшим участие в противоправной деятельности, было предъявлено обвинение в незаконной банковской деятельности, осуществляемой организованной группой лиц в особо крупном размере, и легализации группой лиц по предварительному сговору в крупном размере денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем (п. "а", "б" ч.2 ст. 172, п. "а" ч.2 и ч. 3 ст.174 Уголовного кодекса (УК) РФ).
Проведенное мною обобщение следственной и судебной практики расследования нескольких категорий экономических преступлений, в том числе и легализации преступно приобретенного имущества, показало, что правоприменительная практика испытывает серьезные затруднения при попытках привлечь граждан к ответственности по ст. 174 УК РФ.
По моему мнению, сложившаяся ситуация вызвана почти исключительно грубыми упущениями разработчиков Уголовного кодекса 1996 г., что не позволяет говорить о возможности оптимизации ситуации в этой сфере функционирования уголовной юстиции путем совершенствования методик расследования.
По поводу применения статьи о легализации в настоящее время ведется много споров (например, о том, является ли имущество при отмывании предметом или средством преступления ), и я в этом разделе освещу некоторые проблемные вопросы применения статьи 174 УК РФ к экономическим преступлениям.
Заключение:
Таким образом, сделаем заключительные и обобщающие выводы по рассмотренной проблеме – применению органами внутренних дел уголовного законодательства в борьбе с преступлениями в сфере экономики.
О понятии и сущности экономических преступлений можно сказать следующее: Экономическое преступление - сознательное нарушение правовых норм в сфере деловой активности, совершаемое преступником, в своих интересах или в интересах других лиц. Общественно опасные деяния, ответственность за которые установлена статьями раздела VIII УК РФ, непосредственно посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законные права и интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (право собственности); производством; обменом, распределением и потреблением товаров и услуг (право экономической деятельности), а также служебные интересы в деятельности коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, организациями и учреждениями. К наиболее ярким экономическим преступлениям, наносящим самый большой вред государству и обществу я отношу налоговые, а также преступления, связанные с криминальным банкротством и легализацией незаконных доходов. Субъектами экономических преступлений являются физические лица, что следует из уголовного законодательства Российской Федерации. Определение конкретного субъекта преступления по отдельным преступлениям бывает затруднительно из-за неполноты, размытости формулировок уголовного кодекса. Из-за несовершенства уголовного законодательства некоторые категории граждан вообще не могут быть привлечены к уголовной ответственности, что позволяет им почти безнаказанно нарушать закон. Считаю, что законодателю необходимо упорядочить и конкретизировать нормы уголовного законодательства, касающиеся субъектов преступлений в сфере экономики. Также вызывает недоумение слишком малое наказание по большинству рассматриваемых мною статей Уголовного Кодекса, зачастую ограничивающихся штрафами и условными сроками. Для профилактики преступности в этой сфере необходимы более жесткие санкции, заставляющие граждан бояться нарушать закон. В настоящее время борьбой с экономической преступностью заняты в основном МВД РФ (ГУБЭП МВД и его территориальные подразделения, ФСБ РФ (работает с наиболее опасными экономическими преступлениями, угрожающими национальной безопасности России), координация деятельности в борьбе с экономическими преступлениями возложена на Генеральную Прокуратуру. Преступники в рассматриваемых мною преступлениях – это очень умные и образованные люди, поэтому для успешного противостояния им сотрудники правоохранительных органов не должны им не в чем уступать. Для этого предлагаю еще со студенческой скамьи готовить специалистов, предназначенных непосредственно для борьбы с экономическими преступлениями, у которых в программе обучения наряду с юридическими дисциплинами профилирующими также будут и дисциплины экономические.