Введение:
Тема данной дипломной работы – несостоятельность юридических лиц, как основание прекращения их деятельности.
Необходимо отметить, что институт несостоятельности зародился задолго до нашей эры и достиг развития во многих странах древнего мира. До 2 века нашей эры неуплата долгов считалась незаконной без различения должников на обычных и несостоятельных. Лишь в дальнейшем стали выделять банкротство как сопутствующее явление коммерческой деятельности.
Например, в римском праве невозвращение долга было опасно для жизни и здоровья должника и вело к захвату его имущества. Древнейшему римскому праву была известна ситуация, когда несколько кредиторов предъявляли требования к одному должнику. Так, Закон XII таблиц предусматривал, что кредиторы могли убить такого должника и разрубить его тело на части.
Появление законодательства о несостоятельности как таковой в странах Европы относят к середине 16 века, то есть к периоду развития торговли и промышленности. Законодательные акты того времени имели много общего с нормами римского права, регулирующими вопросы несостоятельности, однако имели свои особенности. Так, итальянское конкурсное право было направлено, прежде всего, на регулирование торговой несостоятельности, поскольку фактически именно купцы впадали в неоплатность. Еще одной особенностью итальянской процедуры несостоятельности можно назвать значительную роль суда, который контролировал осуществление конкурсных мероприятий.
Следует отметить, что ранние правовые акты содержали жесткие нормы уголовного характера. Так, например, в древнейшем праве германских народов существовало личное взыскание – должника отдавали кредитору, первому предъявившему свое требование. Но даже самые суровые меры, применявшиеся к несостоятельным должникам, не могли предотвратить новых банкротств.
С развитием общественных отношений, законодательства, повышением уровня культуры личное взыскание стало уступать место взысканию имущественному. В конце 19 - первой половине 20 века основной целью законодательства о несостоятельности стало справедливое распределение имущества добросовестного должника среди кредиторов, освобождение должника от долгов и предоставление ему возможности начать все сначала. Кроме того, законодательство к этому времени защищало не только права кредиторов, но и права должника. Примером этого можно назвать Прусский Устав 1855 г., в котором банкротство должника допускалось только при наличии нескольких кредиторов.
В наше же время целью законодательства о несостоятельности стало сохранение предприятия-должника путем применения различных мер реорганизационного характера.
В России первые законы, регулирующие отношения несостоятельности появились позднее, чем в Европе. Наибольшее развитие институты конкурсного права получили в 18 веке, что было связано с бурным развитием промышленности и торговли, вызванным реформами Петра Первого Великого.
Особенностью развития Российского конкурсного права в 19 веке можно назвать отсутствие единого законодательного акта, регулирующего отношения несостоятельности. Российская практика базировалась на нормах, заимствованных из правовых систем европейских стран.
Глава 3:
В зависимости от стадии банкротства, целью данного производства является либо восстановление платежеспособности должника, либо, в случае, если достичь этой цели не удалось, удовлетворение требований кредиторов и ликвидация предприятия-должника.
Основной стадией, на которой производится удовлетворение требований кредиторов, является конкурсное производство – последняя стадия процедуры банкротства должника - юридического лица.
Как было указано выше, об открытии конкурсного производства арбитражный суд выносит решение.
Открытие конкурсного производства влечет возникновение для должника и кредиторов определенных последствий:
Во-первых, это наступление срока исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей.
Это означает, что все денежные кредиторы, срок исполнения требований которых в соответствии с договором еще не наступил (в приведенной выше классификации - недействительные кредиторы), могут свои требования предъявить; сроком их исполнения будет дата принятия решения о признании должника банкротом.
Во-вторых, прекращение начисления всех финансовых санкций по всем видам задолженности должникам. Речь идет как об обязательствах, так и об обязательных платежах должника; при этом не имеет значения, возникли ли они до возбуждения производства по делу о банкротстве, либо в течение наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления. Следует отметить, что если конкурсному производству предшествует наблюдение, то прекращают начисляться санкции, установленные в законе либо договоре. Если же конкурсное производство открывается после финансового оздоровления либо внешнего управления, то прекращают начисляться проценты по ставке рефинансирования, начислявшиеся в соответствии с Законом.
В-третьих, прекращение режима конфиденциальности любых сведений, касающихся финансового состояния должника - как сказано в ч. 4 п. 1 ст. 126 Закона, такие сведения «перестают относиться к категории сведений, признанных конфиденциальными или составляющих коммерческую тайну».
В-четвертых, возможность совершения определенных действий и сделок (включая предъявление требований) только в соответствии с нормами Закона, регулирующими проведение конкурсного производства. Речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих его передачу в пользование третьим лицам; о введении (наложении) арестов имущества должника или иных ограничений по распоряжению им имуществом (очень важным представляется тот факт, что все существовавшие на момент открытия конкурса аресты имущества должника и иные ограничения подлежат снятию); о предъявлении любых требований к должнику; об исполнении любых обязательств должника.
В-пятых, отстранение руководителя и органов управления должника от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом, прекращение полномочий собственника имущества должника - унитарного предприятия - если конкурсному производству не предшествовало внешнее управление. Если предшествовало, то такое отстранение уже произошло, так как действующее российское конкурсное право признает только систему независимого управления.
Обращает на себя внимание тот факт, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового законного собственника данного имущества. Общее правило состоит в том, что на период конкурсного производства прекращаются полномочия, как руководителя, так и органов управления [40, C.351].
Помимо сказанного, возможно указание в федеральных законах на иные, специальные последствия признания должника банкротом и открытия конкурсного производства. В качестве примера можно привести нормы ч. 2 ст. 1002 ГК РФ, в соответствии с которыми объявление банкротом комиссионера влечет переход к комитенту его прав и обязанностей по сделкам, заключенным во исполнение указаний последнего. При этом вызывает согласие позиция ВАС РФ, в соответствии с которой отмена решения о признании должника банкротом не приводит к восстановлению у комиссионера тех прав и обязанностей, которые перешли к комитенту в силу закона.
Заключение:
Рассмотрев тему данной дипломной работы, можно отметить следующее.
Новейшее законодательство о банкротстве рассматривает понятие «банкротства» и «несостоятельность» как синонимы. Между тем изначально понятия «банкротство» и «несостоятельность» означали разные явления. В российском дореволюционном законодательстве, равно как и в законодательстве стран с развитыми правопорядками банкротство являлось частным случаем несостоятельности, о банкротстве должника говорили, когда причиной несостоятельности являлось совершенное определенными лицами преступление. В какой-то степени можно было говорить о том, что термин «банкротство» отражал уголовно-правовую сторону несостоятельности.
За историю своего развития банкротство (несостоятельность) получала различные определения.
В советский период государства несостоятельность определялась следующим образом: несостоятельность - такое положение имущества определенного лица, при котором это лицо не в состоянии удовлетворить законные требования кредиторов. Несостоятельность – установленная судом неспособность должника к полной оплате денежных требований кредитора.
С принятием первого Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в 1993 году несостоятельность (банкротство) приобрело следующее значение - неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" несколько иначе изложил понятие банкротства: - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Действующий закон отбросил «прозрачные» формулировки и закрепил следующее легальное понятие несостоятельности (банкротства) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Постоянное и продолжительное состояние неплатёжеспособности (несостоятельности) может перерасти в состояние абсолютной неплатёжеспособности, при котором, предприятие не может восстановить свою платежеспособность и продолжение его деятельности представляется невозможным и нецелесообразным.
На правовое регулирование современного института несостоятельности банкротства направлены десятки разноуровневых актов.
В качестве основной тенденции эволюции законодательства о несостоятельности (банкротстве) следует признать, что оно развивается по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.