Введение:
Система рыночной экономики предполагает наличие основополагающих структур и институтов, поддерживающих ее функционирование и развитие. Речь идет о праве собственности, понимаемом как естественное право, принадлежа¬щем каждому человеку.
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте предпола¬гает доверие к нему и осуществляемых им действиям.
Никто не может дать гарантий, что то или иное пред¬приятие никогда не окажется в "дол¬говой яме". Опыт .других стран показывает, что даже самая процветающая фирма может оказаться в подобной ситуа¬ций, причем не из-за просчетов в своей непосредственной деятель¬ности, а по причине, например, эко¬номического спада в целом.
Существующая до 2003 г. в России нормативно-правовая база (опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась работоспособной в современных экономических условиях, но и привела к тому, что предприятия стали заложниками своих долговых обязательств.
Редакция российского Закона о несостоятельности (банкротстве) от 1998 г. была крайне противоречивой. Следует отметить, что именно в период действия данного закона появилось такое понятие как «Заказные банкротства».
Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 1998 года.
Глава 3:
В старом законе о банкротстве упоминается о денежных средствах, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, однако не определяется порядок их использования.
Новый закон детально определяет порядок реализации имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов. В соответствии со статьей 118 об имуществе, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в процессе конкурсного производства, при отсутствии заявления собственника, учредителей (участников) должника о правах на это имущество конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего муниципального образования. Не позднее одного месяца с момента получения уведомления, уполномоченные органы соответствующего муниципального образования принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы по его содержанию.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально сумме требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленном порядке. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.
Конкурсный управляющий отмечает в реестре требований сведения о погашении требований.
Как и предыдущий закон, новый закон о банкротстве предусматривает обязанность конкурсного управляющего после завершения расчетов с кредиторами представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Завершением данной стадии является вынесение арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства. Однако полномочия конкурсного управляющего на этом не заканчиваются, закон предусматривает обязанность последнего в течение 10 дней с момента вынесения определения представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.
Заключение:
Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный материал постоянно пополняется, что приводит к обновлению и изменению законодательства в этой области права. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.
Проведенный в данной дипломной работе сравнительный анализ действующего Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 ноября 2002 года и ранее действующих Законов РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий, позволяет однозначно сделать вывод, что сегодняшнее законодательство более совершенно и гибко, что несомненно будет способствовать созданию нормального экономического оборота.
Новый Закон более четко определил понятие несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных подходов к определению несостоятельности, критерий неплатежеспособности. Юридическое лицо может быть признано банкротом в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Прежний закон использовал в качестве критерия несостоятельности – неоплатность, что без сомнения затрудняло проведение процедуры банкротства.