Дипломная по теме: Права авторов и их гражданско-правовая защита

Название работы: Права авторов и их гражданско-правовая защита

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

66 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 История развития авторского права в России 5

Глава 2 Авторское право 16

2.1 Основные понятия 16

2.2 Понятие, возникновение и основные источники авторского права

Российской Федерации 20

2.3 Задачи и принципы авторского права 24

2.4 Объекты авторского права 28

2.5 Субъекты авторского права 32

Глава 3 Права авторов 36

3.1 Личные неимущественные права автора 36

3.2 Имущественные права автора 38

3.3 Смежные с авторскими права 40

3.4 Наследование авторских прав 42

3.5 Ограничения исключительных прав авторов. Особенности прав издателей. Особенности использования компьютерных произведений как объектов авторского права 43

Глава 4 Авторские договоры. Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом 46

Заключение 62

Список использованных источников 64

Выдержка:

Введение:

Кажется, что совсем недавно понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали новые различные направления использования произведений.

В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства.

Авторское право в России появилось лишь в начале 19 века (1828), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать[16, С.8]. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как, например, права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право [27, С.28].

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права[23, С.3]. Такого же мнения придерживался в своих работах Г.Ф. Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории. Такие как «теория, признающая авторское право за право собственности», «теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой», «теория, считающая авторское право правом личности» и «теория, отвергающая субъективное авторское право».

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства[19, С.10].

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение[23, С.3].

Глава 4:

Суд выносит решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

По требованию обладателя авторских прав контрафактные экземпляры и фонограммы могут быть ему переданы. Если такого требования нет, контрафактные экземпляры произведения подлежат уничтожению[5].

ОХРАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ

По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений[11, С.96].

Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам - гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции, эти различия не столь существенны, так как само участи государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участи бывшего СССР во всемирной конвенции об авторском праве, исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным её положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией[18, С.78].

Заключение:

Итак, под защитой прав и законных интересов авторов понимаются предусмотренные законом меры по их признанию и восстановлению, пресечению их нарушений, применению к нарушителям мер ответственности, а также меха¬низм практической реализации этих мер. В качестве субъектов права на защиту выступают авторы, владельцы лицензий и их правопреемники.

Защита прав, которые принадлежат нескольким лицам (соавто¬рам, наследникам и т.д.), осуществляется либо всеми ими сообща, либо каждым из них в отдельности.

Защита прав и законных интересов авторов осуществляется путем использо¬вания предусмотренных законом форм, средств и способов защи¬ты. В рассматриваемой сфере защиты соответствующих прав производится в основном в юрисдикционной форме, т.е. путем обращения к специальным юрисдикционным органам. Неюрисдикционная форма защиты, т.е. принятие потерпевшим мер по самозащите нарушенных прав, встречается редко и в основном сводится к отказу от совершения действий, идущих в разрез с заключенным лицензионным договором, задержке соответствую¬щих платежей в связи с не совершением необходимых действий другой стороной, отказу от выполнения недействительного дого¬вора и т. п. Юрисдикционная форма защиты, в свою очередь, охватывает судебный и административный порядки реализации предусмот¬ренных законом мер защиты. При этом общим является судебный порядок, так как защита прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Возможности компьютерной и телекоммуникационной технологии создали серьезные проблемы в области охраны авторских прав, поскольку электронное копирование и распространение информации стали обычным делом. Обязательное основание для зашиты авторского права - фиксация идеи в вещественном виде. При использовании современной техники работа фиксируется в цифровом виде. Трансляция информации сама по себе не представляет собой фиксацию. Поэтому она не защищена авторским правом до тех пор, пока информация записывается одновременно с передачей.

Я считаю, что проблема авторства и защиты прав авторов в России одна из важнейших, т.к. наше государство богато людьми одаренными и выдающимися, которые многое могут. Но самые новые технологии последние достижения наших умов очень легко уходят, беспрепятственно, за границу за смешные деньги или вообще бесплатно вывозятся за пределы России. На этом наше государство и мы с Вами теряем большие деньги и технологическое превосходство, авторитет нашей науки, моральный дух нашего будущего поколения «умников». В других странах мира эта проблема тоже существует, но стоит не так остро, либо находится под жестким контролем государства и закона уже давно. Так, что вышеозначенная тема - Важнейшая проблема Российского Государства, которую нужно срочно решать.

Похожие работы на данную тему