Введение:
Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности. Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.
Динамическое развитие науки, техники и культуры невозможно без соответствующего законодательного закрепления прав интеллектуальной собственности, таких, как право авторства, право на имя, право на воспроизведение результатов творческой деятельности, право на оплату интеллектуального труда и т.д., и, конечно же, право на их охрану и защиту.
В современном мире тиражирование материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на "производства, основанные на авторском праве", колеблется между тремя и семью процентами. На "индустрию авторских прав" в 1991 году в США приходилось примерно пять с половиной процентов валового внутреннего продукта. Этот вклад в общественное производство страны превышает вклад любой обрабатывающей отрасли, включая производство самолетов, электронного и другого промышленного оборудования. Следует также учитывать эффект "вторичной отдачи" авторского права, наличие огромного числа базирующихся на нем производств.
Объекты авторского права играют в жизни общества не менее важную роль, чем объекты патентного права. Можно привести следующий малоизвестный факт: из всех видов интеллектуальной собственности торговля именно "авторскими правами", а не патентами или товарными знаками, приносит в США наибольшие прибыли.
Наиболее распространенные в настоящее время виды нарушений авторского права и смежных прав - это использование соответствующих объектов без оформления договорных отношений с правообладателями, неуказание имени автора при использовании произведения.
Глава 4:
Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает административную и уго¬ловную ответственность за нарушение авторских и смежных прав.
Условия и порядок применения мер административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав устанавливаются ст. 48-49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст. 10-12, 22, 221, 27, 28 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 7.12 КоАП РФ (ст. 1504 КоАП РСФСР). Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо общей ссылки на то, что за нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает административная ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.48), предусматривает две конкретные административно-правовые санкции.
Согласно п. 2 ст. 49 Закона суд или арбитражный суд помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твёрдой сумме за нарушение авторских и смежных прав взыскивается штраф в размере 10 % суммы, присуждённой судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. Эта санкция является дополнительной карательной мерой воздействия на правонарушителя. По смыслу закона взыскание данного штрафа является не только правом, но и обязанностью суда, которая, однако, на практике в большинстве случаев судами не выполняется.
Второй административной санкцией является предусмотренная п. 4 ст.49 Закона конфискация контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Однако данная санкция носит административно-правовой характер лишь тогда, когда по решению суда указанные предметы подлежат уничтожению. В отличие от взыскания штрафа, применение конфискации зависит от усмотрения суда. На практике данная мера также не находит применения.
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» позволяет обладателям авторских и смежных прав обращаться за защитой своих нарушенных прав в антимонопольные органы РФ. Правовой базой для этого служит ст. 10 указанного Закона, которая признаёт одной из форм недобросовестной конкуренции «продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции. Выполнения работ услуг». Государственные антимонопольные органы (Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы) имеют одной из своих задач «Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции» (п. 1 ст. 11 Закона) и наделены полномочиями «давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий» и «принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей» (ст. 12 Закона).
Заключение:
Как известно, российский Закон «Об авторском праве и смежных правах» не является оригинальной разработкой лиц, входивших в рабочую группу по подготовке проекта Закона. По своей структуре, содержанию большинства норм, конкретным формулировкам и объёму Закон процентов на девяносто совпадает с Типовым законом ВОИС об авторском праве и смежных правах, что послужило известным залогом высокого уровня нового Закона.
Оценивая Закон в целом, можно отметить следующее. Прежде всего с его принятием российское авторское право впервые за всю его историю сблизилось с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Характерной чертой Закона является его рыночная направленность. Закон значительно расширяет возможности участников авторских и смежных с ними отношений по свободному распоряжению принадлежащими им правами. Имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Одновременно отменены многие из существовавших ранее гарантий и ограничений, которые были призваны ограждать права создателей творческих произведений. Такой подход, конечно, является достаточно жёстким, но он характерен для рыночных отношений, которые внедряются в рассматриваемую сферу.
Особенностью Закона является изменение ключевых моментов правового регулирования авторских отношений по сравнению с ранее действовавшим законодательством, которое выражается в ином юридико-техническом подходе к регулированию некоторых аспектов авторских правоотношений. В качестве примера можно сослаться на отказ законодателя от конструкции авторства юридических лиц на некоторые виды произведений, в частности энциклопедические издания, словари, журналы и т.п., введение понятия коллективного управления имущественными правами и т.д.
Следует отметить, что с принятием Закона изменился состав охраняемых смежных прав. Из числа субъектов смежных прав оказались исключены создатели видеозаписей, но наряду с организацией эфирного вещания обладателями смежных прав признаны организации кабельного вещания. Но, хотя Закон РФ и посвящает смежным правам специальный раздел, правовое регулирование связанных с ними отношений в значительной степени продолжает оставаться фрагментарным и пробельным. В частности, Закон практически не регламентирует договорные отношения в рассматриваемой сфере, не содержит норм, касающихся случаев создания объектов смежных прав усилиями нескольких лиц либо в порядке исполнения служебных обязанностей, ничего не говорит о соотношении смежных прав с правом собственности на материальные носители и т. п. В этих условиях к отношениям по созданию и использованию объектов смежных прав применяются по аналогии закона нормы авторского права в его узком смысле, а также общие положения гражданского права.