Введение:
Тема о лишении родительских прав была выбрана не случайно. Каждый из нас уже стал или станет когда-нибудь родителем и добровольно примет на себя обязанности по воспитанию и содержанию детей, закрепленные и охраняемые законом. Каждый из нас принимает на себя эти обязанности, сознавая всю ответственность за ребенка – ведь это не только продолжение самого человека, это также будущее страны и народа.
Как часто мы встречаем в газетах и по телевидению сообщения о насилии над детьми, о брошенных детях, об убийствах матерями своих новорожденных детей. И это на фоне того, что 1 млн. 100 тыс. детей в нашей стране живут и воспитываются государством в детских интернатах и учреждениях сиротами при живых родителях. Мы проходим мимо историй о людях из нашей жизни, забывающих о своих собственных детях за чередой личных проблем – алкоголизма или наркомании, зарабатыванием денег и т.д. Сиротство такого масштаба мы знали лишь в страшные годы войны и голода. Вот почему как никогда актуальна проблема воспитания детей в семейной обстановке, ведь именно в семье формируется характер человека. Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей, как до так, и после рождения. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен расти в атмосфере моральной и материальной обеспеченности. Именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формировании жизненных планов. Воспитание ребенка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. Именно посредством реализации этих прав и достигается полноценное развитие ребенка.
Глава 3:
Пребывание ребенка в опасности, исходящей от родителей (одного из них), делает невозможным их личное участие в воспитании несовершеннолетнего. Прямая связь с опасностью как непременной предпосылкой удовлетворения иска означает, что следует как можно скорее отобрать ребенка у родителей. То же самое происходит, если родители (один из них) не могут и (или) не хотят оградить своего ребенка от существующей в семье угрозы, поскольку, в конечном счете, не имеет значения, каков источник ее возникновения. Поэтому результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав и становится отобрание ребенка у родителей, что означает утрату ими права воспитывать своего ребенка лично (п.1 ст.74СК РФ).
Следовательно, отобрание несовершеннолетнего у родителей, чьи права ограничены, — главная цель всех предпринимаемых в этом случае усилий. Здесь ограничение прав и последующее отобрание составляют звенья одной цепи.
Когда почему-либо ограничиваются права одного родителя (второй умер, находится в другом месте и т.п.), ребенок, как лишившийся родительского попечения, подлежит устройству в соответствии со ст. 123 СК РФ. Если суд ограничил родительские права обоих родителей, то в своем решении должен обязательно указать, что их дети передаются на попечение органов опеки и попечительства. Однако никаких конкретных рекомендаций на этот счет суд давать не может, поскольку определение способов защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, входит в компетенцию органов опеки и попечительства. Когда же в момент рассмотрения иска об ограничении родительских прав ребенок уже устроен, нельзя считать, что он находится в опасности. Поэтому в таких случаях нет оснований для удовлетворения заявленного иска.
Не исключается ситуация, при которой ограничиваются права лишь одного из родителей, а другой их сохраняет, так как делает все возможное, чтобы помочь своему ребенку. Тогда отобрания как такового в виде изъятия ребенка из семьи не происходит. Но принимаются меры по изоляции родителя, чье поведение опасно; добросовестному же родителю помогают устроить несовершеннолетнего в школу-интернат, медицинское или другое учреждение хотя бы на время. Таким образом, между последствиями лишения родительских прав и ограничения в родительских правах, когда речь идет о воспитании, разницы нет.
Разумеется, ограниченный в своих правах родитель не может выступать в роли защитника прав и интересов своего ребенка как законный представитель, поскольку ему нельзя доверить главное - воспитание несовершеннолетнего. Конечно, по той же причине ему нельзя доверить выбор места и способа обучения детей. Ограниченным в своих родительских правах лицам запрещается доверять воспитание других детей, а потому п. 1 ст. 127 СК РФ исключает их из перечня лиц, имеющих право быть усыновителями п. 3 ст. 146 СК РФ не позволяет им стать опекунами (попечителями), а п. 1 ст. 153 СК РФ - приемными родителями.
Несколько иначе обстоит дело, когда ограничиваются родительские права имущественного характера. И здесь родители не вправе выступать в роли законных представителей своих детей. Однако, поскольку правовая связь ребенка с ними сохраняется, ребенок продолжает оставаться обладателем имущественных прав, основанных на факте родства с родителями и другими родственниками. В числе этих прав право на получение наследства. Сохраняются эти права и за родителями. Совершеннолетние дети не освобождаются от уплаты алиментов родителям, ограниченным в родительских правах. Не существует никаких исключений, касающихся ограничения в родительских правах, при установлении отцовства по заявлению отца ребенка в соответствии с п. 4 ст. 48 СК РФ. Таковы немногочисленные, но существенные различия в последствиях лишения родительских прав и их ограничения. Что же касается иных последствий материального характера, то и здесь наблюдается совпадение со ст. 71 СК РФ, предусматривающей последствия лишения родительских прав. Согласно п.1 этой статьи, родители, чьи родительские права ограничены судом, утрачивают также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Сюда входят:
Заключение:
Семейное законодательство принято относить к числу традиционно стабильных отраслей права, которые не находятся в прямой зависимости от перемен в государстве и обществе. В определенной степени это так, поскольку в результате длящегося веками процесса развития брачно-семейных отношений, регулируемых, в частности, нормами семейного права, появились устойчивые нормы поведения в семье, присущие практически всем цивилизованным государствам. Однако любое законодательство обладает способностью обнаруживать такие пробелы и недостатки, которые порой даже трудно предвидеть. В семейных отношениях опосредовано отражаются особенности окружающей действительности.
Укрепление правовых гарантий защиты прав субъектов брачно-семейных отношений, - несомненно, веление времени. Расширение международно-правовых связей Российской Федерацией, признание и ратификация целого ряда международных договоров диктуют необходимость приведения действующего законодательства в соответствии с этими документами. Российская Федерация, как участник Конвенции ООН «О правах ребенка», обязана обеспечить реализацию прав и интересов детей, обеспечить защиту детей от всех форм физического или психического насилия, различных злоупотреблений, отсутствия заботы или небрежного обращения со стороны родителей, других законных представителей.
Проблема, рассмотренная в работе, лишь малая грань большого многогранника – прав и интересов несовершеннолетних детей. И потому нуждается в дальнейшей разработке.
Абсолютное большинство норм семейного законодательства рассчитано на граждан с позитивной направленностью, а субъекты семейного неблагополучия не воспринимают их вообще. Безусловно, для большинства родителей, применение таких мер семейно-правовой ответственности как лишение или ограничение родительских прав является действительно исключительными, а, следовательно, и высокоэффективным наказанием. Но в силу того, что указанные меры применяются к лицам деморализованным, утратившим понятие ценности отцовства и материнства, они не только не достигают ожидаемого эффекта, но и окончательно снимают с родителей ответственность за воспитание детей.
В настоящие время цель защиты интересов ребенка от противоправного поведения со стороны родителей считается достигнутой, если будет предотвращено отрицательное влияние такого поведения на детей, т.е. система права не предусматривает каких-либо мер по отношению к родителям из неблагополучной семьи после достижения этой цели. Следовательно, ликвидация семейного неблагополучия сводиться пока лишь к устранению отрицательного влияния на несовершеннолетних членов семьи. Такое положение вещей не должно оставаться без изменения. Нельзя признавать цель защиты ребенка достигнутой на этом этапе. Защита должна быть всесторонней и окончательной. К сожалению, в настоящее время за свое противоправное поведение по отношению к ребенку серьезную юридическую ответственность родители несут только в случае совершения ими преступления, при чем преступлением признается лишь жестокое обращение с ребенком. Представляется, что уклонение от родительских обязанностей (и не только в плане уплаты алиментов), злоупотребление родительскими правами и тому подобные явления также не должны оставаться безнаказанными с уголовной точки зрения. Требуется ужесточение законодательства об ответственности родителей за причиненный ребенку вред, расширение толкования уголовно-правовых норм (поскольку чаще всего только уголовные нормы заставляют родителей задуматься о своем поведении). Только в этом случае государство выполнит до конца свое обязательство об охране семьи и несовершеннолетнего, установленное Конституцией РФ.
Уже не один год правоведами предлагается внести в УК РФ норму, предусматривающую для родителей, совершивших умышленное преступление против своих детей, дополнительную меру наказания – лишение