Введение:
Инвестиции – важный фактор успешной деятельности многих предприятий.
Для того чтобы предприятие смогло успешно функционировать, повышать качество выпускаемой продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурентно способность своей продукции и укреплять свои позиции на рынке, оно должно постоянно осуществлять определённые проекты и мероприятия, а для этого необходимо вкладывать капитал, причем вкладывать его выгодно.
Инвестиции требуют больших денежных вложений для получения будущих, чаще всего неопределенных, доходов. Ошибочные инвестиционные решения могут не только направлять финансовые ресурсы в неверное русло, но и в будущем подорвать стратегическое положение предприятия.
Актуальность темы обусловлена сложностью современного этапа экономического развития России: длительным периодом деинвестирования, продолжающейся инфляцией и крайней неустойчивостью финансового рынка. Российские промышленные предприятия испытывают хрнический недостаток основного и оборотного капитала.
Предприятиям жизненно необходим приток новых инвестиций отечественных и зарубежных инвесторов. В то же время у институциональных инвесторов закончился период первоначальных решений в условиях неопределённости и высоких рисков.
Вкладывая капитал, в какой либо инвестиционный проект, предприятие полагает через определенный промежуток времени не только возместить пущенный в оборот капитал, но получить определенную прибыль. Оценка этой прибыли базируется на прогнозах будущих поступлений от инвестиций.
В мире действует негласное правило, согласно которому, для того, чтобы
получить деньги, предприятие должно сначала их потратить. Проблема заключается в том, как правильно вкладывать деньги. Во что следует вкладывать
свой капитал, а во что не стоит (особенно если затраты велики, а конечный результат не определен).
Руководство предприятия постоянно сталкивается с проблемой выбора источника финансирования. Особенность её состоит ещё и в том, что обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково.
Решения инвестиционного характера точны настолько, насколько объективна информационная база.
С переходом России на новые рыночные формы хозяйствования изменились подходы к управлению во всех сферах деятельности. Проводится совершенствование форм и методов управления на всех уровнях национальной экономики страны и, особенно на уровне самостоятельных субъектов рынка. Именно хозяйствующие субъекты должны создавать такую систему управления, которая смогла бы обеспечить не только приемлемую оплату труда работников, но также требуемую доходность и, что особенно важно, производство конкурентоспособной продукции (работ, услуг). Государство при этом оставляет за собой функции по созданию приемлемых условий для предпринимательской деятельности и регулирует процессы вложения средств в развитие тех сфер, которые нельзя передать в управление предпринимательским структурам.
Кризисные явления российской экономики привели к значительному износу и потере требуемого технического уровня основного капитала. Износ основных средств в стране достигает 50-70%. Выбытие основных средств опережает их ввод. Изменить критическую ситуацию можно путем создания условий для развития инвестиционной активности во всех сферах деятельности и обеспечения рационального использования инвестиций.
Глава 4:
В настоящее время инвестиционная деятельность в Российской Федерации регламентируется Законом РФ от 26.06.1991 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» и Законом РФ от 04.07.1991 года «Об иностранных инвестициях в РФ» с изменениями и дополнениями в новых редакциях, в совокупности в другими законодательными актами и, прежде всего в области капитальных вложений. Названные законы определяют правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории России с учетом отечественных и иностранных инвестиций.
Управление инвестициями в основной капитал должно быть подцелью глобальной цели - рационального развития пяти сфер экономики страны: техногенной, ресурсосберегающей, наукоемкой, социальной, экологической. Постановка глобальной цели для России правомочно, но что касается реализации ее отдельных составляющих, то на данном этапе развития экономики страны проблем еще очень много, так как инвестиционные ресурсы России ограничены и ничтожно малы по сравнению с крупными развитыми странами мира.
Наряду с чисто рыночными саморегуляторами в виде спроса, предложения и наличия конкуренции для успешного развития экономики страны необходимо, чтобы действовали определенные федеральные и региональные регуляторы – формы и методы законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Только сочетание административного и чисто рыночного регулирования можно обеспечить желаемые условия социально-экономического развития страны.
Выработанная руководящими органами России инвестиционная и общая социально-экономическая политика страны закрепляется в правовых актов и других нармативно-методических и плановых материалах.
Из числа значимых необходимо назвать следующие документы:
- федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
- региональные (субъекты Федерации, органы местного самоуправления) правовые и нормативно-методические документы и материалы;
- федеральные и региональные целевые программы;
- конкретные плановые решения, главным образом в форме принимаемых бюджетов на федеральном и региональном уровнях;
- прогнозные материалы в виде среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития на федеральном и региональном уровнях
- разрабатываемые и принимаемые к исполнению крупные народно-хозяйственные инвестиционные проекты.
В условиях хозяйственной самостоятельности организации имеют право выбирать направления использования оставшейся в их распоряжении прибыли.
Путем предоставления льгот стимулируется направление прибыли в развитие производства.
Все организации независимо от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности получили право, начиная с 1993 года уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму прибыли направленную на:
- финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения при условии полного использования амортизации;
- затраты мероприятий, связанных с содержанием объектов социально культурной сферы;
- взносы в благотворительные фонды и др.
Большая работа на федеральном уровне по регулированию инвестиционных процессов по развитию основных средств проводится в Госстрое России. Ему принадлежит ведущая роль в формировании инвестиционно - строительной политики.
Заключение:
C переходом России на новые рыночные формы хозяйствования изменились подходы к управлению во всех сферах деятельности. Проводится совершенствование форм и методов управления на всех уровнях национальной экономики страны и, особенно на уровне самостоятельных субъектов рынка. Именно хозяйствующие субъекты должны создавать такую систему управления, которая смогла бы обеспечить не только приемлемую оплату труда работников, но также требуемую доходность и, что особенно важно, производство конкурентно способной продукции (работ, услуг).
В последние 10 лет в России проводились экономические реформы с целью перевода экономики страны на рыночные формы хозяйствования.
С 1990 года по 2000 год экономика страны стагнировала, снижалась эффективность практически во всех сферах деятельности.
За время проведения реформ серьёзно нарушен научно-производственный потенциал страны, большая часть основного капитала потреблена, выбытие основных средств опережало их ввод.
За время реформ в России все же была создана определённая инфраструктура. Создана двухуровневая банковская система, организована биржевая торговля, создан фондовый рынок и налажена его работа, развита, хотя и слабо по рыночным требованиям, страховая система, созданы различные внебюджетные фонды и многие другие организации рыночной инфраструктуры. К сожалению, формирование субъектов рыночной инфраструктуры не завершено, работа их надлежащим образом еще не налажена. Они значительно пострадали в результате серьезных экономических и финансовых кризисов в России.
В 2001 году инвестиции в основной капитал выросли на 7% по отношению к 2000 году. Произошло это от снижения объемов вывоза капитала из России и трансформации части таких средств на финансирование инвестиционных проектов. В России имеет ещё один весомый источник для возможного инвестирования экономики страны. Это прибыль теневой экономики, потребление
которой не контролируется государством. Есть различные оценки теневой экономики в России. По данным Госкомстаткомитета России – около 22%. По данным МВД она составляет около 40% .
Ещё один существенный недостаток в развитии экономики России в 2000 году. Это высокий уровень инфляции. По плану 2000 года средний уровень инфляции должен был составить 18%. На самом деле он не опустился ниже 20%. В 2001 году уровень инфляции запланирован на 12%, а фактически составил около18%. Лишь в 2003 году можно было ощутить спад инфляции, которая составила менее 9%. В 2004 году быстрыми темпами стало развиваться ипотечное кредитование, инвестирование в сельское хозяйство, промышленность и капитальное строительство, что говорит о стабилизации экономики в России [16, с.209].