Введение:
Успешная реализация задач, стоящих перед медицинскими учреждениями, в огромной степени определяется состоянием работы с персоналом, которое в последнее время претерпело существенное изменение. Новые условия хозяйст-вования, введение медицинского страхования, ухудшение финансирования привели к повышению значимости управленческой стороны деятельности ле-чебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Традиционно недостаточное внимание, уделявшееся ранее персоналу здра-воохранения, негативно сказалось на разработанности методик управления и его теоретической основы в деятельности медицинских учреждений сегодня. Да и нынешний процесс совершенствования нормативной базы здравоохранения менее всего затрагивает сферу управления кадрами. Медицинские учреждения испытывают острый недостаток методических материалов по различным во-просам управленческой деятельности. В нынешней же ситуации, когда меди-цинские учреждения вынуждены искать свою нишу на рынке медицинских ус-луг, обеспечивать себе дополнительные источники поступления финансовых средств, данное направление выходит на передний план, поскольку от этого за-висит их выживание, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования данной работы является государственное учреж-дение здравоохранения Республиканский госпиталь инвалидов войны (РГИВ). Переход здравоохранения на новые условия хозяйствования поставил перед ним сложные проблемы. Нестабильность поступления бюджетных ассигнова-ний, поиск новых источников финансирования, введение страховой медицины и платных медицинских услуг во многом изменило использование и распреде-ление финансовых ресурсов учреждения. Все это требует совершенно новых подходов и знаний, прежде всего администрации больницы, бухгалтерии, эко-номической службы, отдела кадров. Как известно, система управления и орга-низация работы основываются на юридических, экономических, организацион-ных, технологических и других аспектах. Однако, в переходный период они стали существенно меняться от ставших привычными в бюджетной сфере от-ношений. Без преувеличения можно сказать, что неизменным остается только сам лечебно-диагностический процесс.
Главная цель, которая ставится перед отраслью, - оказание высококвали-фицированной медицинской помощи населению. Но она не будет достигнута, если не будет решена проблема кадрового обеспечения лечебных учреждений.
Сегодня ощущается острый дефицит медицинских работников в учрежде-ниях здравоохранения. С каждым годом сокращается их численность. Все это привело к росту совместительства, что, конечно же, не может не сказываться на качестве оказания медицинской помощи населению.
Еще более остро проблема с кадрами стоит в поликлиниках, которые укомплектованы участковыми терапевтами и педиатрами всего на 50 - 60 про-центов. Причем надо отметить, сегодня здесь трудятся специалисты пенсионно-го или предпенсионного возраста. Наметилась опасная тенденция старения ме-дицинских кадров. Более всего это заметно в сельских районах. Здесь молодой специалист редкость. Выпускники образовательных медицинских учреждений всеми правдами и неправдами стремятся избежать поликлинического звена, тем более районного или станичного уровня. Причины такого удручающего поло-жения всем давно известны - очень слабое финансирование отрасли, несовер-шенство госгарантий, социальная незащищенность, низкий уровень жизни мед-работников.
Глава 3:
Сложность и важность отношений в данной отрасли столь велики, что для их изучения необходима детальная классификация. В частности, среди них на-до выделять так называемые аудиторные (осуществляемые вне организации) и клиентурные (осуществляемые внутри организации) отношения, среди каждой из этих групп отношений — различающиеся степенью интенсивности и обрат-ного влияния, а также контактами, осуществляемыми индивидуально и совме-стно. Так, применительно к аудиторным отношениям (связям) индивидуализи-рованы контакты со скорой помощью, милицией, такси и т.д., применительно к клиентурным — с больницами, организациями обслуживания, торговыми уч-реждениями и т.д. Совместно же формируются контакты, например, примени-тельно к аудиторным отношениям — со средствами массовой информации, общественным транспортом, организациями кинопроката, применительно к клиентурным — с учебными заведениями, спортивными организациями и т.д.
Итак, при подготовке специалистов по управлению в здравоохранении важно исходить из того, что субъект обучения уже знаком с данной сложной средой. Кроме того, следует уделить серьезное внимание не только непосредст-венно экономическим аспектам их будущей деятельности, но и поведенческим, требующим знания социологии и психологии управления, основных принципов делового общения и формирования имиджа, равно как и умения убеждать, вес-ти переговоры, разрешать конфликтные ситуации и т.д. Другими словами, спе-циалист по управлению в здравоохранении должен овладеть и основными принципами уже упомянутой выше гуманитарной технологии. Последнее, в свою очередь, будет возможно при обеспечении достаточно высокого интел-лектуального фундамента современной системы образования.
Сегодня в Ижевске при подготовке специалистов по управлению в здраво-охранении приходится решать проблемы, касающиеся не только содержания соответствующих профессионально-образовательных программ, но и связанные с переподготовкой специалистов при вытеснении их из сферы занятости вслед-ствие структурных изменений в экономике, с совершенствованием технологий обучения, с разработкой дистантного обучения. Особое значение имеет про-блема повышения качества подготовки управленческих кадров.
Для решения проблемы повышения качества подготовки специалистов не-обходимо знать и уметь реализовать на практике различные механизмы и фак-торы его обеспечения. Применительно к профессионально-образовательным программам такими факторами являются академическая квалификация препо-давателей, компетентность профессиональных ассоциаций, организующих экс-пертизу продуктивности обучения и, наконец, соответствие обучения междуна-родным стандартам. Важные звенья в механизме обеспечения высокого качест-ва подготовки специалистов — стажировки преподавателей за рубежом, взаим-ный обмен опытом и обогащение содержания образовательного процесса. Су-щественное место в механизме обеспечения качества обучения занимают само-обследование (самоаттестация) учебных заведений и внешняя оценка, способ-ствующая совершенствованию институциональных механизмов обеспечения качества.
Итак, обеспечение высокого качества подготовки специалистов — это многосторонняя и весьма трудоемкая задача, касающаяся и качества содержа-ния образования, и качества персонала, и качества студентов, и качества собст-венно руководства и управления. С полным основанием можно сказать, что за-бота о качестве есть часть организационной культуры высшего учебного заве-дения, а управление ради высокого качества — часть стратегического управле-ния. Несвоевременное или неудовлетворительное решение проблем качества обучения есть не что иное, как ущемление права на образование, что ведет к деградации личности обучаемых.
Заключение:
Организация деятельности медицинских учреждений приобретает особую значимость на современном этапе развития российского здравоохранения. Управленческие проблемы находят свое отражение во всех предлагаемых для обсуждения концепциях и программах реформы системы здравоохранения в стране. Поэтому представляется интересным рассмотреть общие методологиче-ские подходы к деятельности организаций, занимающихся оказанием медицин-ских услуг населению. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в вопросах управления лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) в на-стоящее время все отчетливее проявляются новые тенденции, которые пред-ставляют несомненный как практический, так и теоретический интерес.
В муниципальных образованиях Удмуртской Республики, как и везде в России, традиционным было централизованное управление здравоохранением, и развитие последнего осуществлялось по модели социального обеспечения. По существу, это было большим социальным достижением, но сопровождалось почти абсолютной бездеятельностью самих граждан, которые почти не заботи-лись о своем здоровье, не стремились вести здоровый образ жизни. Изменения в системе здравоохранения нашей страны, происходящие сегодня в связи с ры-ночными преобразованиями в ее экономике, разрушили сложившуюся десяти-летиями традицию бесплатного медицинского обслуживания, но зато способст-вовали росту личной активности граждан. Одновременно очень остро встал во-прос об эффективности управления в данной сфере.
Крупные изменения в области здравоохранения увеличивают потребность в организационном руководстве и административных знаниях.
Возможно, сегодня главная задача администратора состоит в том, чтобы способствовать повседневному функционированию организации в соответствии с ее назначением и обеспечивать быструю реакцию на изменения.
Существуют некоторые фундаментальные принципы управления и опре-деленная административная практика, которые остаются неизменными: умение мыслить критически; брать на себя смелость принятия решений и учиться на собственном опыте; человеколюбие; уважение к тем, с кем и для кого мы рабо-таем; понимание разницы между важным и срочным: стремление к высокому качеству. В то же время руководитель должен быть способен реагировать на изменения, вызванные быстрым техническим прогрессом, сложностью новых экономических структур, смещением профессиональных функций врачей, ме-дицинских сестер и других медицинских работников; влиянием окружающей среды, в том числе и социальной, на здоровье, возрастающим влиянием потре-бителей медицинских услуг.
Работа руководителя в здравоохранении становится очень сложной и охва-тывает сейчас широкий круг обязанностей, связанных с общественным и част-ным здравоохранением, включая стратегии, основанные на деятельности в масштабах всего населения: новые методики лечения; методологию осуществ-ления финансирования и платежей, а также предпочтения пациентов. Кроме того, методы, которыми пользуются администраторы здравоохранения, также меняются.