Введение:
Для обеспечения бесперебойного процесса производства наряду с основ-ными производственными фондами необходимы предметы труда, материаль-ные ресурсы. Предметы труда вместе со средствами труда участвуют в созда-нии продукта труда, его потребительной стоимости и образовании стоимости. Оборот вещественных элементов оборотных производственных фондов (пред-метов труда) органически связан с процессом труда и основными производст-венными фондами, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
Целью настоящей работы является изучение понятия, сущности, назначе-ния и состава оборотных фондов и оборотных средств предприятия. Следует запомнить, что понятия эти не тождественны.
Оборотные фонды - обязательный элемент процесса производства, основ-ная часть себестоимости продукции. Чем меньше расход сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, тем экономнее расходуется труд, за-трачиваемый на их добычу и производство, тем дешевле продукт.
Наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необхо-димой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях ры-ночной экономики.
Самое главное, что необходимо усвоить, - это что дает предприятию эф-фективное использование оборотных фондов и оборотных средств и какие ме-роприятия могут способствовать снижению материалоемкости продукции и ус-корению оборачиваемости оборотных средств.
Для подробного изложения проблемы, наиболее полного раскрытия вы-бранной темы в соответствии с целью и поставленными задачами в работе, ис-пользуются следующие источники информации:
законодательные и нормативные акты Правительства Российской Федера-ции и Удмуртской Республики;
инструкции и методики;
статистическая информация, полученная из отчетов за рассматриваемые периоды;
периодические издания и учебная литература.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечест-венных специалистов в области права и экономики.
Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного правового анализа, статистического, сравнения и других.
Объектом изучения работы является общество с ограниченной ответствен-ностью «Агос».
Глава 3:
Именно поэтому оптимальный уровень оборотных средств позволит мак-симизировать прибыль при приемлемом уровне ликвидности и коммерческого риска. В связи с этим ООО «Агос» необходимо периодически оценивать свои потребности в оборотных средствах и стремиться удерживать их на минималь-но необходимом уровне.
Шаги, необходимые для оценки потребности ООО «Агос» в оборотных средствах:
- оценить объем потенциальных продаж предприятия;
- составить производственный план для этого уровня продаж;
- оценить капиталовложения в сырье и материалы, необходимые для этого уровня продаж;
- оценить период производства и размер капиталовложений в незавершен-ное производство и запасы готовой продукции;
- оценить капиталовложения в дебиторскую задолженность на основе кре-дитной политики предприятия;
- оценить условия кредита, выдвигаемые поставщиками сырья и его влия-ние на потребность в собственных оборотных средствах.
Для оценки эффективности оборотных средств используется временной фактор. Чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной, товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность их использования, и наоборот. Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.
Под оборачиваемостью оборотных средств понимается длительность одно-го полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы и до выхода готовой продукции и ее реализации. Кругооборот средств завершается зачислением средств на рас-четный счет предприятия.
Оборачиваемость оборотных средств неодинакова на предприятиях как одной, так и различных отраслей экономики. Это зависит от организации про-изводства и сбыта продукции, размещения оборотных средств и других факто-ров. Так, в тяжелом машиностроении с длительным производственным циклом время оборота средств наибольшее, быстрее оборачиваются оборотные средст-ва в пищевой и добывающих отраслях промышленности.
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом взаимосвя-занных показателей: количеством оборотов за определенный период – год, по-лугодие, квартал (коэффициент оборачиваемости), длительностью одного обо-рота в днях, суммой занятых на предприятии оборотных средств на единицу продукции (коэффициент загрузки).
Количество оборотов за определенный период, или коэффициент оборачи-ваемости оборотных средств (Ко), исчисляется по формуле 20:
Ко=Т/С (17)
где С – остатки оборотных средств (средние или на определенную дату);
Т – объем товарной продукции;
Например, Ко = 5, означает, что за год каждый рубль, вложенный в обо-ротные средства, совершил 5 оборотов.
Рассчитаем коэффициент оборачиваемости оборотных средств в ООО «Агос»:
- Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
Ко(2001) = 3,63;
Ко(2002)= 9,26;
Ко(2003.) =54,6.
- Коэффициент оборачиваемости запасов
Ко(2001) = 14,97;
Ко(2002)= 40,54;
Ко(2003) =112,14.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств и запасов в частности ежегодно увеличивается. Это происходит как в связи с ростом товарной про-дукции, так и связи со снижением товарно-материальных ценностей.
- Коэффициент оборачиваемости запасов
Ко(2001) = 334,48;
Ко(2002)= 81,89;
Ко(2003) =14,54.
В 2001 году наблюдается очень высокое значение коэффициента оборачи-ваемости дебиторской задолженности, в 2002 году его значение сокращается в 4 раза, так как темпы роста дебиторской задолженности опережают темпы рос-та товарной продукции. С 2003 года на предприятии успешно реализуется про-грамма финансового оздоровления, одним из пунктов которой является работа с должниками. Это привело к сокращению в 2003 году дебиторской задолжен-ности, коэффициента загрузки и соответственно росту коэффициента оборачи-ваемости дебиторской задолженности.
Заключение:
Одной из основных проблем предприятия является резкий рост дебитор-ской задолженности, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятии и требует принятия неотложных мер по управлению дебиторской задолженностью. В качестве основных мер выделим:
1. Контроль за отгрузкой продукции
В целях совершенствования управления дебиторской задолженностью, на этом этапе необходимо контролировать дату отгрузки продукции, отслеживать время выписки счета с тем расчетом, чтобы оно было максимально приближено ко времени отгрузки продукции. Самым лучшим будет синхронность выписки счета и отгрузки продукции. После этого надо следить за тем, чтобы счет был отправлен как можно быстрее. Необходимо составить картотеку дебиторов с указанием по каждому дебитору размера и сроков погашения дебиторской за-долженности.
В целях обеспечения сбора информации о дебиторской и кредиторской за-долженности Приказом Минфина России от 10.03.99 г. № 19н утверждена фор-ма «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации». Указанная форма представляется в составе бухгалтерской отчетности за 2002 г. в адрес налогового органа, в котором организация поставлена на учет. Эта форма включает сведения о состоянии дебиторской и кредиторской задолжен-ности на 2002 г. Форма представляется всеми организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме бюджетных и кредитных организаций). В форме отражаются показатели, ха-рактеризующие состояние дебиторской и кредиторской задолженности в целом по организации, включая показатели деятельности филиалов и иных обособ-ленных подразделений независимо от их местонахождения. В форме указыва-ется общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе каждо-го дебитора и кредитора (в случае, если с какой-либо организацией имеется не-сколько договоров, то задолженность отражается в разрезе каждого договора). Отдельно выделяется сумма просроченной дебиторской или кредиторской за-долженности. При этом под просроченной задолженностью понимается задол-женность, не погашенная в сроки, установленные договором, а при их отсутст-вии — разумный срок после возникновения обязательства. При этом под ра-зумным сроком понимается срок нормального документооборота, но не более шести месяцев. В форме отдельно выделяется задолженность дебиторов и кре-диторов, долг по которой превышает 10 тыс. руб. и долг менее 10 тыс. руб.
2. Контроль за финансовым состоянием дебиторов
Финансовое состояние дебиторов может измениться в худшую сторону. Важно не упустить этот момент и получить с должника хотя бы часть суммы долга. Для ускорения процесса оплаты можно использовать телефонные звон-ки, телексы и другие формы напоминаний об оплате, а также взаимовыверку сроков и размеров дебиторской задолженности.
При поступлении средств делаются соответствующие пометки в регистрах учета и сумма дебиторской задолженности уменьшается.
Большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета и управления вносит использование современных ЭВМ и создаваемых на их ос-нове автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механиза-ции и автоматизации всех планово-экономических расчетов. В условиях ис-пользования ЭВМ необходимая информация о движении денежных средств и состоянии расчетов обеспечивается путем составления машинограммы — кон-трольной ведомости оборотов по синтетическим счетам в разрезе корреспонди-рующих счетов и субсчетов, либо машинограммы аналитического учета по сче-там денежных средств и расчетов, которые заменяют соответствующие учетные регистры. Машинограммы применяются для контроля и выверки расчетов с по-ставщиками, покупателями, разными дебиторами, кредиторами и др. При этом ведение отдельного учета состояния дебиторской задолженности по каждому дебитору повысит детальность информации, позволит прослеживать ее дина-мику На основе такой информации можно будет составить кредитную историю покупателя для принятия решения о дальнейших с ним взаимоотношениях. Кроме того, обобщение детальных данных позволит свести их в регистры бух-галтерского учета, а также составить как внутреннюю, так и внешнюю бухгал-терскую отчетность, т. е. статьи баланса организации.