Введение:
Процесс формирования и развития рынка потребительских товаров имеет ряд особенностей по сравнению с таким же процессом на рынке средств произ-водства. Эти особенности по признаку формирования составных элементов рынка и их взаимодействия можно подразделить на три основные группы: осо-бенности формирования спроса, особенности формирования предложения, особенности формирования рыночных отношений.
В силу большой индивидуализированности, избирательности, изменчиво-сти потребительского спроса производство и предложение товаров народного потребления должны обладать повышенной способностью к адаптации к по-стоянно изменяющимся требованиям рынка.
Предложение на рынке товаров народного потребления включает значи-тельно большую номенклатуру и ассортимент товаров, чем на рынке средств производства. Эти товары, в первую очередь продовольственные, должны быть экологически чистыми и безвредными для организма человека.
Еще один характерный для предложения на рынке потребительских това-ров момент: большинство товаров данного рынка имеет более короткий жиз-ненный цикл, чем средства производства. Это вызывает необходимость посто-янного обновления и расширения номенклатуры и ассортимента товаров для личного потребления.
Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от произво-дителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляе-мых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.
Целью данной работы является анализ товарной политики торгового предприятия «АСПЭК – нефтепродукты» и поиск путей его совершенствова-ния.
В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
общая характеристика объекта исследования;
анализ коммерческих процессов предприятия;
анализ организации продажи товаров;
разработка направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.
Главная цель, которая ставиться перед коммерческой деятельностью, - способствовать увеличению прибыли фирмы. Изучение рынков сбыта, опреде-ление номенклатуры выпускаемых изделий, установление цен и прочие вопро-сы маркетинговых исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализации товар-ной продукции.
Глава 3:
Размещение товара в торговом зале предполагает определение места това-ра в торговом зале, по высоте и длине торговой полки. Конкретные рекоменда-ции зависят от типа товара, которые можно разделить на четыре основные группы:
быстропродающиеся товары, обеспечивающие магазину хороший оборот. Средняя цена на такие товары покупателю известна, поэтому если цена для него привлекательна, то он может стать постоянным клиентом магази-на;
стандартные товары, которые покупатель рассчитывает их купить в мага-зине и если они отсутствуют, то уйдет в другой магазин;
товары импульсного спроса, должны быть заметны и привлекать внима-ние. Размещаются на отдельных, ярких стойках, а также у касс;
товары специального назначения, за которыми покупатель приходит толь-ко в конкретный магазин. Магазин, имеющий эти товары, запоминаются покупателям.
Дополнительная точка продажи дает покупателю еще один шанс увидеть и выбрать товар. Поэтому она располагается отдельно от основной, и на ней дуб-лируются самые продаваемые товары. Особенно эффективно дополнительные точки продажи действуют, располагаясь по внешнему периметру торгового за-ла (где проходит 80% покупателей), а также около касс.
Продукция должна быть выложена таким образом, чтобы поиск нужного товара был максимально облегчен. Есть ли видимые блоки по марке, упаковке и продуктовой группе.
Выкладка также должна организовывать заимствование популярности слабыми марками у более сильных. Для этого сильные марки (виды) начинают и заканчивают ряд на полке. Таким образом, слабые (менее знакомые потреби-телю) товары, будут находиться в пределах "стен замка", организованных сильными товарами, и заимствовать у них дополнительное внимание покупате-лей.
Наличие часов, согласно теории мерчендайзинга, является частью сервиса магазина. Покупатель, может не спеша ходит по магазину, выбирая товар, все-гда зная сколько время.
Одной из важных составляющих концепции магазина является технологи-ческая планировка, т.е. совокупность всех помещений торгового предприятия в определённой взаимосвязи, обеспечивающей наиболее рациональную органи-зацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции магазина, позволяя добиваться максимально эффективного использования имеющихся торговых площадей.
Кстати, эффективность вовсе не предполагает, чтобы каждый метр торго-вых или вспомогательных помещений магазина был занят оборудованием или товаром. Рациональное использование площадей торгового предприятия озна-чает то, что каждый квадратный метр помещения учитывается в операционном процессе и выполняет в нём строго определённую функцию. Задача заключает-ся в том, чтобы заставить работать каждый метр площади с наибольшей отда-чей.
Торговый зал — основной инструмент продажи товаров и обслуживания покупателей в любом формате магазина, поэтому всегда актуальным является вопрос о том, какова должна быть его площадь. Специалисты знают, что это очень важный вопрос, потому что в общей теории магазиностроения отноше-ние торговой площади SТ к общей S0 определяет коэффициент эффективности (Кэ) использования общей площади магазина:
Заключение:
В ходе выполнения настоящей работы было рассмотрено современное со-стояние ООО «АСПЭК – нефтепродукты». Основным источником информации для анализа явился баланс предприятия 2002 и 2003 гг., а также отчет о прибы-лях и убытках за соответствующие периоды.
Как мы установили, предприятия в условиях рыночной экономики значи-тельное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения това-ров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предос-тавляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.
Канал распределения принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от про-изводителя к потребителю. Канал распределения можно трактовать и как путь передвижения товаров от производителей к потребителям. Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующих успешному реше-нию требований маркетинга. К ним следует отнести такие функции, как: про-ведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налажива-ние контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соот-ветствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование това-ров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирова-ние канала распределения.
Система сбыта товара – одна из важнейших составляющих маркетинговой политики предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопро-сы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании. Много-образные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг.