Введение:
На рубеже второго тысячелетия человеческая цивилизация столкнулась с такими пробле¬мами развития, которые ставят под сомнение саму перспективу выживания биологиче¬ского вида "человека разумного".
Любая форма жизни постоянно находится в поиске компромисса между присущим ей стремлением к росту и возможностями и ограничениями для та-кого роста, возникающими из общения, взаимодействия форм жизни с окру-жающей средой, природой и обществом.
Антропогенное воздействие на природу привело сегодня к необходимости срочных и все¬объемлющих мер для решения проблемы выживания. Задача управления отношениями общества и природы из-за увеличения скорости, мас¬штабов и сложности взаимодействий вызвала необходимость учета факторов взаимозави¬симости между благополучным развитием человеческой цивилиза-ции и состоянием окру¬жающей среды.
Экологический менеджмент как один из механизмов создания условий для устойчивого развития общества становится императивом выживания человече-ства. Концепция социально-этического маркетинга, нацеленная на обеспечение долговремен¬ного благосостояния не только какого-то отдельного предприятия, но и общества в целом, не только созвучна в основных положениях с позицией экологического менеджмента, но дополняет ее и обогащает за счет привлечения внимания к проблемам выживания челове¬чества — а также и связанным с ним проблемам сознательной хозяйственной деятельно¬сти, совершенствования про-цессов обмена товарами и услугами.
Нормы социально-этического маркетинга в известном смысле ограничи-вают предприни¬мательскую инициативу и производственно-хозяйственную деятельность, ставя их в зави¬симость от социально ориентированного общест-венного развития и необходимости со¬хранения и улучшения среды обитания.
Стремление к постоянному расширению, преимущественному положению на рынке, мак¬симизации прибыли за счет снижения любыми способами издер-жек производства и по¬вышения реализационных цен было до недавнего време-ни общепризнанной основой предпринимательской и любой другой хозяйст-венной деятельности. Маркетинг эпохи массового производства и массового сбыта — типичный пример именно таких содержа¬ния и целей предпринима-тельской деятельности, в конечном счете в условиях плохо регу¬лируемого рын-ка приводящих к перепроизводству товарной массы, углублению цикличе¬ских кризисов, бесконтрольному использованию природных ресурсов и иным раз-руши¬тельным для общества экономическим, социальным и экологическим по-следствиям.
Глава 3:
ОАО «Удмуртнефть» идентифицирует те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными важными экологическими аспекта-ми, согласующимися с её политикой, целевыми и плановыми экологическими показателями. ОАО «Удмуртнефть» планирует эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, с тем чтобы гарантировать их выполнение в задан-ных условиях путём [11, с. 30]:
установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, рассчитан-ных на ситуации, когда отсутствие процедур может привести к отступле-ниям от экологической политики, целевых и плановых экологических по-казателей;
обусловливания в процедурах рабочих критериев;
установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важными экологическими аспектами товаров и ус-луг, используемых организацией, и передачи сообщения о соответствую-щих процедурах и требованиях поставщикам и подрядчикам.
ОАО «Удмуртнефть» устанавливает и поддерживает в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварий-ных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воз-действий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуа-циями.
ОАО «Удмуртнефть» анализирует и пересматривает, в случае необходи-мости, процедуры, касающиеся её подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварий-ной ситуации. ОАО «Удмуртнефть» также периодически проверяет такие про-цедуры.
ОАО «Удмуртнефть» устанавливает и поддерживает в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основ-ных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут суще-ственно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регист-рацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым экологическим показателям организации.
Аппаратура контроля должна проверяться и поддерживаться в рабочем со-стоянии, а записи, касающиеся этих процессов, должны сохранятся согласно процедурам, установленным организацией.
ОАО «Удмуртнефть» устанавливает и поддерживает в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия дей-ствующим природоохранному законодательству и регламентам.
ОАО «Удмуртнефть» устанавливает и поддерживает в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно вы-явления и изучения несоответствия, принятие мер для смягчения любых при-чинённых воздействий, а также по инициированию и совершению корректи-рующих и предупреждающих действий.
Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин действительного и потенциального несоответствий, должно быть пропорционально важности проблем и соразмерно выявленному воздействию на окружающую среду.
ОАО «Удмуртнефть» проводит и регистрирует любые изменения в доку-ментированных процедурах в результате корректирующих и предупреждающих действий.
ОАО «Удмуртнефть» устанавливает и поддерживает в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде. Эти данные должны включать в себя сведения об обуче-нии и результаты аудитов и проведённых анализов.
Зарегистрированные данные об окружающей среде должны быть удобочи-таемыми, идентифицируемыми и прослеживаемыми по охваченным видам дея-тельности, продукции или услуге. Эти экологические данные должны хранить-ся и вестись таким образом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений, порчи или потери. Срок их хранения должен быть установлен и зафиксирован.
Заключение:
С тем, чтобы системы экологического менеджмента были действительно приняты руководителями российских предприятий и использованы наиболее результативных образом, принципы распространения СЭМ должны, прежде всего, отражать то обстоятельство, что эти системы выступают как действен-ный инструмент поступательного развития бизнеса. Рассмотрим эти принципы.
Значимость подходов экологического менеджмента для решения внутрен-них задач предприятий. Как уже сказано, в современных российских условиях для многих предприятий и консультантов характерна ориентация на получение формального сертификата как на основной мотив внедрения СЭМ (аналогичная ситуация имеет место и в сфере менеджмента качества). Как правило, именно наличие такого сертификата рассматривается как конкурентное преимущество для работы на рынке, что в целом может быть вполне справедливо. В то же время, как показывает опыт, только ориентация на внутренние задачи предпри-ятий позволяет обеспечить принятие подходов экологического менеджмента в долгосрочной перспективе. Кроме того, признание как самих этих подходов, так и соответствующих сертификатов со стороны различных секторов общества прямо зависит от того, способно ли применение подходов СЭМ привести к су-щественному снижению воздействия на окружающую среду. С другой стороны, распространение СЭМ в промышленном секторе будет зависеть от того, на-сколько успешно эти системы позволят сочетать решение экономических и экологических задач предприятий.
В связи с этим одна из основных задач состоит в том, чтобы продемонст-рировать возможность реального снижения воздействия на окружающую среду экономически целесообразными методами в результате внедрения СЭМ; при этом в качестве основы используются различные модели подходов, внимание уделяется не столько соблюдению формальных требований определенных стандартов (таких, например, как ISO 14001) .
Важность социальных аспектов экологического менеджмента. В основу концепции экологического менеджмента положено представление о взаимодей-ствии организации с окружающей средой, в которой она функционирует. При этом внимание уделяется не только окружающей природной среде или исклю-чительно экономической (поставщики и потребители), но и социальной среде. Ее образуют заинтересованные стороны, представляющие различные сектора общества. Это, в частности, государственные органы, в компетенцию которых входит регулирование тех или иных аспектов деятельности предприятия, а так-же широкая общественность, в том числе местное население и неправительст-венные организации. Эффективное функционирование СЭМ требует взаимо-действия с этими сторонами. Минимальный объем такого взаимодействия оп-ределен стандартами в области СЭМ. Так, согласно ISO 14001, необходима раз-работка и обеспечение доступности экологической политики организации, в то время как схема EMAS требует ежегодной публикации верифицируемой эколо-гической отчетности.