Введение:
В системе нормативных правовых актов и в целом в правовой системе России продолжает все более отчетливо формироваться крупный массив юридических норм и актов, закрепляющих и регулирующих разнообразные общественные связи в рамках конкретных территорий субъектов Российской Федерации. Анализ состояния и тенденций развития этого правового образования, определение путей его совершенствования становятся одной из важных задач отечественной юридической науки.
Сейчас мы можем наблюдать негармоничность, противоречивость, дефектность совокупности норм права и правовых актов на одном и разных уровнях федеративной системы (федеральном, региональном, муниципальном). Это является одной из причин возникновения многочисленных юридических конфликтов между субъектами правовых отношений и, прежде всего, между Российской Федерацией и ее субъектами.
Несмотря на положительные сдвиги в данной области в последнее время, стоит согласиться, что “до сих пор современное российское законодательство не упорядочено, нет внутренней согласованности и единства его системы, оно развивается бессистемно и хаотично, отсутствует гармоническая взаимосвязь между актами разных уровней” .
Правотворческие органы субъекта Федерации не представляют, какую систему норм права и систему нормативных правовых актов они создают, из каких элементов эта система должна состоять, каким должен быть набор законов в каждой отдельной отрасли законодательства . Нет у законодателя и ответа на вопрос, нуждается ли субъект Российской Федерации в такой системе норм права и системе нормативных правовых актов .
Актуальность темы дипломной работы обусловлена остротой исследуемых в ней проблем, поскольку в настоящее время действующие нормы права и нормативные правовые акты субъекта Федерации реально представляют собой не столько гармоничный уровень федеративной системы, сколько беспорядочную совокупность таких норм и актов, не имеющих строгих структурно-логических и функциональных связей как между собой, так и с федеральной и муниципальной совокупностью действующих норм права и нормативных правовых актов. Между тем соответствующие уровни (федеральный, региональный, муниципальный) системы права и системы нормативных актов должны быть логичными, последовательными внутри себя и между собой для достижения целей эффективного правового регулирования.
Глава 6:
Чтобы изменение законодательства было осуществлено своевременно и имело бы такой упорядочивающий управленческую систему эффект, есть ряд условий. Прежде всего, это плановость. Необходимо составить подробный план-график внесения изменений в законодательство, и многие субъекты Российской Федерации это уже сделали.
Необходима надежная организационная и кадровая основа. Одна лишь юридическая служба не в состоянии справиться с огромным массивом законодательства, который необходимо проанализировать и скорректировать. Нужно привлечь к работе специалистов, имеющих опыт в сфере законотворчества, создать на уровне субъекта комиссию или рабочую группу. При этом особое значение имеет взаимодействие законодательных органов регионов с исполнительной властью. Именно их тесное сотрудничество с привлечением экспертного сообщества является залогом результативности работы. Тем более что имеется необходимость изменения не только законодательного, но и подзаконного регулирования в субъектах Федерации. Следует помнить и о проблеме финансирования такой деятельности. Для решения данного вопроса можно рекомендовать использовать модель целевых программ.
Перспективным является и целый ряд других направлений работы, в том числе обобщение правоприменительной практики в регионах, выявление проблем, возникающих при исполнении федеральных и региональных законов. На основе обобщения могли бы решаться такие важные задачи, как:
- систематизация не нашедших своего разрешения спорных ситуаций, связанных с противоречиями норм федеральных и региональных законодательных актов. Результатом подобной систематизации могла бы стать выработка консолидированной позиции законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Совета Федерации по устранению коллизий оптимальным образом – за счет изменения не только региональных, но, при необходимости, и федеральных законодательных актов;
- выявление объективных потребностей в унификации законодательных решений, принимаемых на региональном уровне. В необходимых случаях может быть предусмотрена разработка методических рекомендаций или даже модельных актов, направленных на совершенствование общего массива законов субъектов Российской Федерации.
Только при соблюдении указанных условий поставленная цель будет достигнута, и мы получим стройную и непротиворечивую систему законодательного регулирования.
Заключение:
В результате проведенного мной исследования на тему: “Проблемы формирования системы законодательства субъектов Российской Федерации“, я попыталась максимально раскрыть сущность системы законодательства субъектов Российской Федерации, установить отличительные признаки данной системы, ее структуру и принципы формирования. Кроме этого, в процессе анализа современного состояния регионального законодательства и изучении тенденций его развития, мною выявлены проблемы по формированию всей системы законодательства субъектов Российской Федерации и определены пути решения указанных проблем, высказаны предложения по совершенствованию данной системы.
Подводя итог вышесказанному, можно добавить лишь следующее.
Законодательство Российской Федерации - это нормативная система, включающая в себя до миллиона нормативных актов, причем федеральное законодательство сегодня составляет не более 10% объема всего количества нормативных правовых актов. За этой цифрой - колоссальная перестройка структуры власти и управления, отражающая реально произошедший переход процесса принятия решений из федерального центра на "нижележащие" уровни власти и управления .
В результате становится очевидной потребность в формировании каждым субъектом РФ своей собственной системы законодательства как части российского законодательства, но имеющей специфические черты, такие как территориальные, природно-климатические, демографические, экономические, религиозные, экологические и др.
Ныне в субъектах Российской Федерации действует более 20 тысяч законов. При этом прослеживается тенденция значительного увеличения регионального законодательства по годам. Значительный и все возрастающий объем принимаемых нормативных актов характерен для высших должностных лиц субъектов РФ. Ныне действует почти 130 тысяч такого рода актов, причем с каждым годом число их увеличивается.
Растущий массив правовых актов предъявляет высокие требования к упорядочению связей между ними. Особенно это относится к законам, которые служат опорной конструкцией системы правовых актов. Законодательство не может быть отождествлено с суммой законодательных актов. Оно должно представлять собой структурно упорядоченную совокупность законов в целях их объективного обзора, учета и систематизации, обновленного законотворчества и правильного применения. К сожалению, происходящий до настоящего времени процесс законотворчества и правоприменение мало учитывали системность законодательства. Оно изменялось нередко по отдельным блокам, быстро вводились новые принципы регулирования, внутренние связи между отдельными частями законодательства рвались или плохо учитывались. В результате до сих пор нарастает объем внутренних юридических коллизий между законами, между законами и подзаконными актами, которые резко ослабляют целостность и эффективность законодательства.