Введение:
Энергоресурсосбережение является ключевым звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства и промышленности России. В России каж-дый процент экономии топлива и энергии может дать 0,35-0,4% прироста на-ционального дохода.
Конечной целью энергоресурсосберегающей политики служит снижение издержек производства и себестоимости коммунальных услуг. Промышлен-ность является крупным потребителем топлива и энергии - около 60% потреб-ления энергии России. Вместе с тем, имеются значительные резервы экономии электрической и тепловой энергии, а также воды:
по теплу от 25% до 60%;
по электроэнергии от 15% до 25%;
по воде от 20% до 30%.
Значительный потенциал экономии и рост стоимости энергоресурсов де-лают проблему энергоресурсосбережения весьма актуальной.
Основой для разработки и реализации программ энергоресурсосбережения должен быть энергоаудит объектов городского хозяйства, включающий энерге-тические обследования, оценку имеющихся резервов экономии и определение технико-экономической эффективности предложенных мероприятий по энер-горесурсосбережению.
Энергосбережение – это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических, и экономических мер, направленных на эф-фективное использование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Экономное расходование сопряжено с реализацией нормативов для от-дельных машин и агрегатов, операций и процессов, видов работ, а также с реа-лизацией эффекта за счет:
новых технических решений (например, совмещения различных функций в одном устройстве);
замены энергетических ресурсов на менее дефицитные и драгоценные;
повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов;
совершенствования организационной структуры производства и услуг;
достижения предельно возможных (оптимальных) для данного объекта ус-ловий расходования энергоресурсов и др.
В настоящее время практически сформирована правовая база для выпол-нения энергетических обследований предприятий:
Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 го-да".
Федеральный закон "Об энергосбережении" 3 апреля 1996 г. N 23-ФЗ.
Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" с подпрограммой "Энер-госбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" от 24 января 1998 г. N 80.
Постановление Правительства РФ "О повышении эффективности исполь-зования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" от 28.07.97 г.
Постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах по стимули-рованию энергосбережения в России" от 15.06.98 г. N 588.
Постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по энергосбере-жению" от 2 ноября 1995 г. N 1087.
Глава 3:
Эффективность работы систем горячего водоснабжения зависит, главным образом, от соблюдения гидравлического и теплового режимов, применяемых средств регулирования на переменных режимах.
Основными причинами нарушений гидравлического режима являются:
уменьшение давления воды в городском водопроводе ниже требуемого;
увеличенное сопротивление водонагревательных установок;
завышенные напоры циркуляционных насосов при установке их на цирку-ляционных трубопроводах квартальных сетей горячего водоснабжения;
недогрев воды в водонагревательных установках, в результате которого повышается водоразбор, что приводит к увеличению потерь давления;
нечеткое управление работой хозяйственных насосов и отсутствие надеж-ных средств автоматического управления;
неисправности запорной арматуры на трубопроводах системы горячего водоснабжения.
Основными причинами нарушения теплового режима в системах горячего водоснабжения являются:
недогрев воды водонагревательными установками в результате уменьше-ния коэффициента теплопередачи из-за образования накипи, либо пониже-ния температуры сетевой воды ниже минимально допустимой, либо непра-вильного включения секций водонагревателя по греющей воде, либо неис-правностей или некачественной наладки регуляторов температуры и рас-хода воды;
гидравлическая разрегулировка систем горячего водоснабжения, которая вызывается пониженным сопротивлением секционных узлов системы или циркуляционных колец отдельных зданий.
зарастание системы ГВС отложениями, которые можно отмыть при ис-пользовании комплексонов.
потери воды вследствие утечек в разводящей системе.
Одной из основных проблем, мешающих эффективной работе систем ГВС, является образование отложений в бойлерах и системах циркуляции и подводки горячей воды к потребителю.
Как отмечалось выше, одним из эффективных способов борьбы с отложе-ниями является метод электрогидроимпульсной прочистки, который реализует-ся с помощью аппаратуры "Зевс".
Заключение:
В конечном итоге работа по проведению энергоресурсоаудита должна за-канчиваться разработкой программы устранения нерациональных потерь энер-гии и связанным с этим повышением экономической эффективности работы коммунальных предприятий и объектов. Проводится технико-экономический анализ эффективности предлагаемых мероприятий, определяются сроки оку-паемости, разрабатывается очередность их внедрения. Предпочтение отдается тем предложениям, которые имеют небольшие затраты и малые сроки окупае-мости.
Как правило, малозатратные организационно-технические мероприятия, наводящие элементарный порядок в энергопользовании, позволяют получить в самый короткий срок экономию до 10-25% энергоресурсов (срок окупаемости - до 3 лет).
Реализация проектов с большими финансовыми затратами и сроками оку-паемости переносится на более поздний период и учитывается при планирова-нии капитальных ремонтных работ.
В простейшем случае оценка эффективности применения энергосбере-гающих проектов проводится по сроку окупаемости инвестиций, необходимых для реализации этих проектов:
ТОК = СуммаИ / СуммаЭ год.
где:
СуммаИ - суммарные инвестиции на реализацию энергосберегающего проекта.
СуммаЭ - годовой экономический эффект от применения энергосберегаю-щего проекта, включая экономию энергоресурсов и других затрат предприятия, связанные с реализацией предприятия, за вычетом годовых затрат на эксплуа-тацию мероприятий.
Более глубокой является оценка эффективности инвестиций на реализа-цию энергосберегающих проектов, учитывающая также оплаты по банковской кредитной ставке, инфляцию, в некоторых случаях обесценивающую положи-тельный эффект от энергосбережения. Инвестиционный анализ позволяет срав-нить эффективность различных энергосберегающих проектов, оценить, на-сколько эффективнее вкладывать денежные средства в реализацию энергосбе-регающего проекта по сравнению с использованием их в банковском бизнесе и других финансовых проектах, в которых можно получить заранее обусловлен-ный процент прибыли.
Для этого к начальному времени реализации проекта приводят все доходы, поступающие за время его действия и сравнивают их затратами на реализацию проекта, т.е. с инвестициями в проект.
По второй схеме анализа строится график погашения кредита, полученно-го на реализацию энергосберегающего проекта, при заданной процентной бан-ковской ставке и экономическом эффекте, направляем на погашение кредита.
Дифференциальное уравнение погашения кредита: