Введение:
Целью данной работы является применение полученных теоретических знаний в сочетании с практическим опытом к решению конкретных проблем повышения эффективности производства.
Задачи дипломной работы:
выработка навыков самостоятельного проведения информационно-поисковой, аналитической работы с учебной, научной, справочной и дру-гой литературой и источниками;
приобретение практических навыков сбора, систематизации и анализа учетно-отчетной и другой фактической информации о деятельности пред-приятий;
развитие творческого, исследовательского подхода к выявлению и реали-зации резервов повышения эффективности производства и труда, исполь-зования трудового потенциала предприятия.
Для подробного изложения проблемы, наиболее полного раскрытия вы-бранной темы в соответствии с целью и поставленными задачами в работе, ис-пользуются следующие источники информации:
законодательные и нормативные акты Правительства Российской Федера-ции и Удмуртской Республики;
статистическая информация, полученная из отчетов за рассматриваемые периоды;
периодические издания и учебная литература.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечест-венных специалистов.
Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного анализа, статистического, сравнения и других.
Объектом исследования является Муниципальное унитарное предприятия «Горкоммунтеплосети» г. Ижевска.
Положение в энергетике России сегодня близко к кризисному - про¬должается спад производства. Государственная политика формирования ры¬ночных отношений в энергетике России не учитывает свойств и осо¬бенностей этих отраслей. Концепция, как нужно строить рыночные отношения в области энергетики, имеется, но детально проработанной, полноценной программы пе-рехода к рынку сегодня нет.
Одной из составляющих энергетической политики России и ее регионов дол¬жно стать формирование нового механизма управления функционировани-ем и развитием энергетического комплекса. Это необходимо проводить в рам-ках осуществляемых в стране общих экономических реформ с учетом особен-ностей электроэнергетического комплекса. Поскольку эти и другие необходи-мые основы рыночной экономики пока не сформированы, и это потребует дли-тельного времени, то невозможность са¬морегулирования на рыночных принци-пах должна быть компенсирована сильным государственным регулированием экономических процессов. Единственным известным на данный момент выхо-дом из противоречия меж¬ду целью (создание эффективной рыночной экономи-ки) и объективной необ¬ходимостью сохранения централизованного управления является создание двухсекторной экономики, в которой параллельно функцио-нирует рыночный и государственно-управляемый секторы.
Глава 3:
Система теплоснабжения состоит из теплогенерирующей установки (ко-тельная или теплоэлектроцентраль), системы магистральных теплотрасс, разво-дящих тепло по микрорайонам к центральным тепловым пунктам, разводящих теплотрасс, индивидуальных тепловых пунктов и систем отопления зданий.
При проведении энергоаудита систем теплоснабжения выясняются:
- структура построения системы, организационная структура, тип системы (открытая, закрытая);
- источники тепла (марки и количество котлов, их состояние, балансовая принадлежность источников, температурный график и график расхода тепло-носителя, режимы эксплуатации, способ регулирования системы отопления в зависимости от температуры окружающей среды, способ и характеристики во-доподготовки);
- общая тепловая нагрузка на отопление, горячее водоснабжение и венти-ляцию, климатические характеристики и расчетная температура);
- тепловые сети (схемы теплотрасс, обеспеченность требуемых напоров у потребителя, состояние трубопроводов и их теплоизоляционных и антикорро-зионных покрытий, наличие гидроизоляции, потери теплоносителя, аварий-ность на 1 км тепловых сетей, сравнение нормативных и фактических теплопо-терь);
- схема теплоснабжения с указанием распределения потоков энергоресур-сов, районов с дефицитом обеспеченности энергоресурсами;
- размещение, состояние и характеристики тепловых пунктов и насосных станций (типы водоподогревателей, наличие и характеристики отложений в них, оснащенность тепловых пунктов средствами борьбы с отложениями, ос-нащенность контрольно-измерительными приборами, средствами учета расхода энергоресурсов, наличие автоматических систем регулирования);
- распределение тепла по группам потребителей (население, бюджетная сфера, промышленность, сфера обслуживания);
- состояние диспетчеризации и автоматизации систем сбора информации;
- общие характеристики теплопотребления жилищного фонда и общест-венных зданий, расчетные и фактические нагрузки, обеспеченность энергоре-сурсами;
- характеристики и состояние внутридомовых инженерных сетей, осна-щенности их средствами автоматического регулирования и учета потребления энергоресурсов, тип и состояние отопительных приборов, наличие отложений, качество обслуживания потребителей, качество работы систем, состояние дис-петчеризации, организационная структура управления, соотношение норматив-ного и фактического потребления энергоресурсов.
Через ограждающие конструкции зданий в атмосферу теряется большая часть тепловой энергии. На отопление и вентиляцию зданий различного назна-чения расходуется около 40% всех расходуемых топливных энергетических ре-сурсов (ТЭР). Потери тепла через наружные стены, в зависимости от высоты и конструкции строения, составляют в пределах 20-60% от общего расходуемого тепла. На долю световых проемов (окна, двери) зданий, отвечающих ранее дей-ствующим СНиП II-3-79, приходится около 80% всех теплопотерь здания.
Однослойные бетонные конструкции, которые изготавливались большин-ством предприятий строй индустрии, не соответствуют современным энергети-ческим требованиям (требованиям энергосбережения).
Переход к применению трехслойных конструкций с эффективной тепло-изоляцией позволит получить в расчете на 1 млн. м2 вводимой в эксплуатацию общей площади годовую экономию в пределах 10-12 тыс. тонн условного топ-лива.
Потери тепла через оконные проемы в 4-6 раз выше, чем через стены. Применение двойного и тройного остекления позволит в 1,5 - 2,0 раза сокра-тить указанные потери. Размещение между рамами окон дополнительного слоя пленки с покрытием, отражающим инфракрасное излучение из помещения и увеличивающей термическое сопротивление пространства между стеклами, почти в четыре раза снижает теплопотери через окна. Измерения тепловых по-токов от ограждения здания с помощью инфракрасной аппаратуры показывают, что при этом практически исчезает разница между излучением от стен и окон.
Проблему снижения теплопотерь через оконные проемы необходимо ре-шать комплексно с проблемой вентиляции квартир.
Заключение:
Как показало проведенное исследование, основным видом деятельности УМП «Горкоммунтеплосети» является транспортировка тепловой энергии от теплоисточника к потребителю.
В жилищно-коммунальном хозяйстве основными потребителями тепла яв-ляются системы отопления и вентиляции жилых и общественных зданий, сис-темы горячего водоснабжения и кондиционирования воздуха, поэтому в каче-стве теплоносителя применяется горячая вода.
Важнейшим звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства должно стать снижение издержек на производство услуг. Экономической осно-вой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.
Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - сокращение затрат на содержание и эксплуатацию инженерного оборудования и, соответственно, смягчение для населения про-цесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при пере-ходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Основными методами достижения этих целей являются:
переход к эффективному энергосберегающему инженерному оборудова-нию в жилищно-коммунальном строительстве;
внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энер-гии, воды и газа, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;
создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоре-сурсосбережения;
совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и мет-рологии, направленных на энергоресурсосбережение.
Главная задача всех участников процесса энергоснабжения и энергопо-требления состоит в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергоресурсосбережения: технических, экономических, нормативных, институционных, информационных.
Фактическое удельное потребление воды в расчете на 1 жителя превышает установленные в регионах и городах нормативы в 1,5-2 раза, а удельное тепло-потребление - в 2-3 раза.
Договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщи-ком ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объ-емы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует сниже-ния затрат. Тарифы, как правило, формируются по фактической себестоимости. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производ-ства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке, переклады-ваются на потребителя. В итоге завышаются тарифы и объемы реализации.
В то же время предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансо-вых возможностей для замены в необходимых объемах устаревшего оборудо-вания и изношенных основных фондов. Вместо ежегодной замены 3-4% сетей перекладывается 0,3-0,8% их общей длины, что ведет к увеличению количества аварий и повреждений.
Экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь связана с осу-ществлением комплекса инженерно-технических мероприятий.
К основным мероприятиям модернизации систем тепло-, водоснабжения можно отнести:
постепенную замену ЦТП на ИТП в блок-модульном исполнении;
внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;
снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в т.ч. на тепловые сети с пенополиуретано-вой изоляцией;