Введение:
В течение последнего года рынок недвижимости в России все больше привлекает внимание инвесторов. Основная причина такого внимания — последовательная политика правительства, направленная на развитие экономики. Эти тенденции дают экономистам основание полагать, что власть сможет создать условия, необходимые для развития рынка недвижимости в стране.
Рынок объектов жилой недвижимости получил бурное развитие лишь благодаря бесплатной приватизации квартир. Формирование же рынков коммерческой и промышленной недвижимости замедлено из-за затрудненности выкупа участков под предприятиями и строениями, тем более что администрации области и города до сих пор не могут разобраться, кому принадлежит городская земля. Предприниматели, которые собираются вложить средства в недвижимость, сталкиваются с весьма серьезными трудностями.
Еще одна проблема заключается в том, что традиционно в большинстве развитых стран мира приобретение жилья в кредит является основной формой решения жилищной проблемы для населения.
Не менее серьезная проблема — повышенные риски на рынке жилой недвижимости.
Таким образом, тема данной работы затрагивает целый спектр актуальных проблем.
Объектом исследования является рынок недвижимости России.
Предметом исследования выступает Сбербанк России как участник рынка недвижимости.
Целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию рынка недвижимости в России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать рынок недвижимости, раскрыть понятие, рассмотреть основных участников;
Проанализировать структуру и динамику рынка недвижимости в России;
Выявить проблемы и перспективы развития рынка недвижимости в России;
Дать общую характеристику Сбербанка РФ;
Проанализировать организацию ипотечного кредита в Сбербанке РФ;
Проанализировать инвестиционную деятельность Сбербанка РФ на рынке недвижимости;
Предложить меры по совершенствованию ипотечного кредитования в Сбербанке РФ;
Разработать пути решения актуальных проблем российского рынка недвижимости
Глава 3:
Также очень высоки затраты по транзакциям на рынке. Например, до недавнего времени были чрезмерные государственные требования по обязательному нотариальному удостоверению договоров ипотеки.
И последняя проблема - недостаточная защита прав граждан -участников рынка, в первую очередь добросовестных приобретателей жилья и участников долевого строительства.
Необходимо обоснованно подойти к решению этих проблем.
Опросы населения России 2005 года показывают, что улучшить жилищные условия хочет 61% населения, 39% считают свои условия нормальными на момент опроса. При этом 28,5% из тех, кто хочет улучшить жилищные условия, готовы решать жилищную проблему рыночными способами - приобретая жилье. Здесь имеется в виду не платежеспособный спрос, а психологическая готовность. 6% населения настроены арендовать жилье либо обменивать его. 7% - очередники, которые продолжают надеяться на бесплатное получение квартиры. А 19% - группа растерянных, которые не видят себя на рынке и которых не ставят в очередь на социальное жилье. Но если респондентам задавался вопрос об их готовности использовать рыночные механизмы при условии частичной поддержки государства, то уже 49% опрошенных давали положительный ответ. То есть частичная поддержка со стороны государства позволит половине населения принять участие в рыночных отношениях.
Опрос показал, что слово "ипотека" знают почти все. А 50% населения из группы, которая хочет улучшить жилищные условия, предпочитают приобрести готовое жилье с помощью ипотечного кредита.
Вывод: потребность населения в улучшении жилья огромна. Чтобы ее удовлетворить, надо как минимум в 1,5 раза увеличить жилищный фонд. Потребность в жилье со стороны группы, готовой решать проблемы на рынке, уже составляет около 60% от общей потребности.
Для решения всех вышеперечисленных проблем необходимо разработать пакет законопроектов и внести дополнения к существующей нормативной базе.
Условно их можно разбить на пять блоков. Базовый блок - Жилищный кодекс. Этот документ, по сути, определит новую государственную жилищную политику.
Государство должно взять на себя реальные и экономически оправданные обязательства. Малоимущих граждан нужно обеспечить социальным жильем, а для остального населения сформировать условия участия в рынке, возможно, с частичной поддержкой государства.
Второй блок законов должен быть направлен на расширение платежеспособного спроса. Здесь и решение одиозных вопросов, например о 446-й статье Гражданско-процессуального кодекса. Мы говорим, как замечательно растет ипотека, но на самом деле она «запрещена». Статья 446 запрещает обращать взыскание на единственное жилье. К этому блоку относится и снижение бюрократических барьеров по требованию обязательного согласования всех сделок с органами опеки и попечительства, отмена прав членов семьи собственника на имущество, после того как собственник продал квартиру. Предусмотрено и формирование новых институтов, например ипотечного страхования, которое позволит снизить требования по первому взносу.
Заключение:
В заключение данной работы необходимо сделать некоторые выводы и обобщения.
Итак, рынок недвижимости представляет из себя определенный набор механизмов, посредством которых передаются права на собственность и связанные с ней интересы, устанавлива¬ются цены и распределяется пространство между различ¬ными конкурирующими вариантами землепользования.
Нами выявлено, что рынок выполняет экономическую функцию сведения вместе покупателей и продавцов. В силу специфических свойств недвижимости рынок недвижимости существен¬но отличается от рынка других секторов рыночной эко¬номики.
В России рынок недвижимости традиционно классифицируется по назначению: рынок жилья и рынок коммерческой недвижимости. Рынок жилья традиционно классифицируется следующим образом: рынок покупки / продажи недвижимости и рынок аренды недвижимости.
Нами выделены следующие группы участников рынка недвижимости:
1) основная (покупатели и продавцы недвижимости, или арендаторы и арендодатели) ; 2) Посредники; 3) Инвесторы; 4) Девелоперы; 5) Организации, которые оказывают консультационные и финансовые услуги участникам рынка: банки, кредитные общества, юридические конторы, оценщики; 6) Организации, опеспечивающие техническую поддержку объектов недвижимости (ремонтные организации); 7) Различные ассоциации, гильдии, объединяющие участников рынка для более последовательного представления их интересов; 8) Государство, функция которого – регулировать рынок и устанавливать правила игры.
Анализ показал, что рынок жилья в большинстве рассмотренных городов России в настоящее время находится в стадии роста, в отдельных городах уже превышая докризисные показатели. В последние три-четыре месяца 2004 года подъем цен начался практически во всех городах выборки и в основном продолжается в 2005 году. В перспективе до середины 2006 года можно ожидать продолжения роста, но темпы его в различных регионах будут различными (от нуля до 20-30% в год) в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в регионе, развитости инженерной и транспортной инфраструктуры, политики местных властей на рынке строительства и продажи жилья, доступности и привлекательности региона для иностранных и московских инвесторов и застройщиков.
Нами выделены проблемы рынка недвижимости в России: недостаточная политическая стабильность, низкая платежеспособность населения, высокая инфляция, запрет на куплю/продажу земли и, как следствие, отсутствие легального рынка земельных участков, длительные и дорогостоящие процедуры предоставления участков, права по использованию и строительному изменению недвижимости, расплывчаты и негарантированны, неопределенность налоговых обязательств владельцев недвижимости, высокие издержки при совершении сделок, затраты, относимые на себестоимость продукции в целях налогообложения не включают большую часть расходов, объективно необходимых для создания товаров, устаревшие нормы амортизации, не учитывающие моральный износ оборудования, "дыры", двусмысленности в законодательстве, проблемы согласования проектов с чиновниками федеральных контрольных ведомств - пожарными, СЭС, Гостехнадзором и т.п.