Дипломная по теме: Мотивация на предприятии

Название работы: Мотивация на предприятии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1. Теоретические основы мотивации

1.1 Основные понятия мотивации .6

1.2 Первоначальные теории мотивации.11

1.3 Содержательные теории мотивации.13

1.4 Процессуальные теории мотивации.19

1.5 Концепция партисипативного управления. 24

1.6 Качество трудовой жизни.26

Глава 2. Анализ мотивационной деятельности

на ЗАО «Всеслав-Поволжье»

2.1 Характеристика деятельности компании .28

2.2 Критерии качества трудовой жизни.34

2.3 Оценка предпочтений сотрудников по теории МакКлелланда

и определение значимости мотивационных факторов.35

2.4 Анализ качества трудовой жизни организации.37

2.5 Оценка трудового коллектива (психологического климата)

в организации.41

2.6 Совершенствование мотивационной деятельности

ЗАО «Всеслав-Поволжье».55

Заключение. .62

Литература.66

Приложение .68

Выдержка:

Введение:

Одной из самых сложных сторон управления организацией, безусловно, можно считать управление персоналом, особенно управление мотивацией к труду сотрудников организации. Данный аспект в кадровом менеджменте выступает как наиболее значимый еще и потому, что понятие мотивации остается не доопределенным не только у менеджеров-практиков, но и у теоретиков менеджмента.

Однако, влияние уровня мотивации на производительность труда, как говорится трудно переоценить. В России наступило время, когда все больше руководителей берется за решение этой насущной и сложной проблемы, стремится познать ее причины и использовать на благо организации.

Высокая наукоемкость производства, его инновационный характер, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом.

Изменения в принципах управления персоналом направлены в первую очередь на реализацию политики мотивации, которая приобрела решающее значение в современных условиях, поскольку проблема экономической заинтересованности работников в улучшении конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия остается злободневной. Практика опровергла представление о том, что либерализация и приватизация автоматически снимут вопрос и приведут к появлению сильной трудовой мотивации. Оно оказалось не соответствующим современной хозяйственной деятельности не только в России, но и за рубежом.

Политика мотивации в условиях развития коллективных форм собственности (акционерных и партнерских компаний) и привлечения работников к управлению нацелена на расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения поставленных целей. Это непосредственно побуждает персонал к развитию потенциальных способностей, более интенсивному и продуктивному творческому труду.

Требования творческого подхода работников к производству, обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах труда.

Отсюда главный стратегический курс на высокий уровень образования, квалификацию и этику работников; предоставление широкому кругу работников условий для расширения знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства, самовыражения; использование пакетов многообразных программ мотивации и развитие организационной культуры.

Для того чтобы понять, какой мотивационной стратегией воспользоваться на российских предприятиях с целью повышения самостоятельности, инициативности работников, творческой активности и других требований, предъявляемых к сотрудникам новым временем, обратимся к изучению аспектов управления мотивацией в ЗАО «Всеслав-Поволжье»

В данной работе, анализируется мотивационная политика организации, выявляются ее преимущества и недостатки, предлагаются варианты решения проблем исследуемого вопроса. Анализ проводится на основе новой концепции «качество трудовой жизни организации».

Глава 2:

Один из способов предоставления возможности для извлечения удовольствия из работы – проведение конкурсов и состязаний с относительно небольшими призами. Особенно они эффективны, когда шанс выиграть есть у всех. Если выигрывают только лучшие, то становится неинтересно, более того, отсутствие перспективы деморализует участников.

Вот пример удачного конкурса, который можно применять во многих организациях: В течение двух недель каждый сотрудник, который заключил договор (что-то продал), вытягивает из колоды игральную карту. Выигрывает тот, у кого по завершении на руках оказалась лучшая их комбинация, как в покере. Такое состязание мотивирует к активной работе всех сотрудников в течение всего срока конкурса. Даже тот, кто заключит всего четыре договора, имеет шанс на победу, если у него будет четыре туза. Конкурсы должны проводится для того, чтобы активизировать и воодушевить работников, а не для тог, чтобы выплатить им некую премию.

Нематериальным вознаграждением является и передача рядовым сотрудникам властных дополнительных полномочий, что позволяет добиться существенного повышения производительности труда, так как позволяет удовлетворять потребность творческого роста, когда работники самостоятельно принимают решения о методах выполнения рабочих заданий. Передавая часть своих полномочий подчиненным, руководитель имеет все основания рассчитывать на устойчиво мотивированных, творчески относящихся к решению рабочих задач сотрудников /5/.

Поэтому, чтобы повысить мотивацию работников, руководство ЗАО «Всеслав-Поволжье» должно предоставлять возможность сотруднику принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других сотрудников, т.к. на своем рабочем месте каждый хочет «показать» на что он способен и что он значит для других.

По тому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства. Поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников, без их ведома, даже если изменения позитивны, нельзя затруднять доступ сотрудников к необходимой информации.

Работнику необходимо предоставлять максимально возможную степень самоконтроля. Например, для сотрудника японской фирмы вполне естественно добавлять новые функции к прежним, зачастую даже не обсуждая этого с собственным начальником. А это повышает разнообразие работы у сотрудников /12/.

Руководству ЗАО «Всеслав-Поволжье» необходимо и в дальнейшем поощрять стремление к обучению и повышению квалификации. Необходимо только изменить подход к этому: нельзя заставлять принудительно всех членов коллектива посещать специализированные тренинги. Необходимо, разрабатывая программу повышения квалификации сотрудников, согласовывать ее с самими сотрудниками, учитывать их предложения и пожелания. Например: в данной организации было проведено два тренинга на тему «Психология успешных продаж», в то время как большинство сотрудников предпочли бы пройти тренинг «Психология успешных продаж» и курс обучения работе на компьютере, что в настоящее время для них более актуально, т.к. многие поставщики продукции стали предоставлять электронный каталоги товара. В результате эффективность второго проведенного тренинга оказалось близкой к нулю, увеличение скорости и качества работы, обеспечиваемое электронными каталогами, не было достигнуто, т.к. ими не умеют пользоваться.

Заключение:

Руководство организации может разрабатывать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить самое совершенное оборудование и использовать самые современные технологии, но все это будет сведено на нет, если члены организации не будут хорошо работать, не станут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, способствовать своим трудом достижению целей организации. Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одним из ключевых факторов успеха функционирования организации.

Имея определенные предпочтения, желания и настроения, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую определенную работу персонифицирует, предавая ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, построить управление человеком таким образом, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

В России методы мотивации имеют ряд особенностей. Во многих организациях она построена только на изменении окладов сотрудников, поэтому дефицит финансовых ресурсов сводит действие таких систем на нет. В то же время недооцененными остаются другие стимулы, в частности возможности индивидуального планирования рабочего дня и выделения временного ресурса на свободный научный поиск.

Ограниченно в России применяется мотивация наиболее значимых сотрудников компании посредством их участия собственности: отсутствие или малый размер дивидендов при получении мелких пакетов не интересуют сотрудников, а против передачи сотрудникам пакета, близкого к контрольному, вызывает протест собственников.

В России не применяется (применяется в очень незначительной степени) система стимулирования по принципу «кафе», когда каждый сотрудник добровольно выбирает форму вознаграждения, что оптимизирует эффект стимулирования, хотя и достаточно сложно претворяется в работе организации.

В процессе развития зарубежных стран были определены основные принципы мотивации сотрудников. Очень точно принцип создания подходящего климата для мотивации охарактеризовал руководитель отдела кадров американской фирмы «Рейдер Систем»: «Основа подхода предприятия к работе с сотрудниками состоит в том, чтобы внушить им, что их работа – трудна и интересна. Они должны чувствовать, что вносят свой уникальный вклад в общее дело и успехи, а предприятие в свою очередь отмечает и вознаграждает их за это» /13/.

Похожие работы на данную тему