Введение:
Система здравоохранения России находится в кризисном стегическое планирование здравоохранение города. В качестве объекта анализа выбран отдел здравоохранения мэрии г. Ульяновска. Методологической и теоретической базой исследования является современная теория управления, статистическая методология, системный анализ, диалектический метод познания процессов и явлений, экономико-математическое моделирование. Работа опирается на научные выводы и теоретические обобщения, содержащиеся в монографиях и научных статьях ведущих отечественных и зарубежных экономистов по вопросам теории и практики управления в целом и здравоохранением, в частности. В работе использованы постановления Правительства РФ Министерства здравоохранения РФ, периодические издания, научные сборники, монографии по данной проблеме. Исходным практическим материалом послужили отчетные, оперативные и программные материалы отдела здравоохранения мэрии, лечебно-профилактических учреждений. Глава 1. Теоретические основы процесса управления здравоохранением. Процесс управления здравоохранением. Прежде всего начнем с того, что здравоохранение является частью социальной сферы, под которой, как правило, понимается комплекс отраслей, подотраслей и видов деятельности (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство, туризм, отдых, физическая культура и спорт и др.), результатом функционирования которых является удовлетворение разнообразных потребностей населения, как материальных, так и духовных. Все отрасли социальной сферы образуют единый комплекс, результаты деятельности которого направлены на повышение качества человеческого потенциала в целом. Они ориентируются на население всей страны, поэтому, в отличие от других сфер деятельности, находятся под более жестким государственным контролем и предлагает наличие государственной стратегии системного развития социальной сферы, на наш взгляд, это означает, например. Что улучшение здоровья населения (отдельный элемент системы) повышает способности к восприятию и накоплению разносторонних заданий, что в свою очередь значительно повышает уровень развития человеческого потенциала, являющегося показателем достижения главной стратегической цели социального развития общества (система в целом) и только при высоком и гармоничного развитии всех разносторонних способностей человека можно добиться наивысшего уровня его развития в целом.
Глава 3:
В качестве метода исследования экономической эффективности здравоохранения и использования средств, отпущенных на ее нужды, в рамках системного анализа широко используется метод типа «издержки - выгоды». С помощью этого метода можно найти наиболее дешевый способ получения определенного результата.
При разработке любой программы в области здравоохранения города обязательным является исчисление показателя совокупного ущерба от болезней, а затраты на здравоохранение рассматриваются как форма вложения капитала. Общим методическим подходом в анализе «издержки - выгоды» является использование в качестве базы для исчисления показателей смертности, заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидизации и статистики здравоохранения. В результате осуществления тех или иных программ в области здравоохранения получается выгода, которая выражается в количестве спасенных жизней, уменьшении или ликвидации отдельных заболеваний, уменьшении потерь трудоспособности по болезни, дней госпитализации. Перевод этих показателей в стоимостную форму дает возможность установить соотношение между издержками и выгодами. Поэтому при оценке той или другой программы считается важным определить, что дает эта программа в плане предотвращения ущерба от болезней, несчастных случаев, потери трудоспособности, смертности и др.
Со многими положениями, лежащими в основе методики «издержки - выгоды», трудно согласиться. К ним относятся трактовка медицинской помощи главным образом с экономических позиций, приложение к сфере здравоохранения рыночных категорий товара, стоимости, прибыли и др. Однако методические подходы к выбору наиболее эффективных путей использования ресурсов представляют несомненно большой интерес.
Весьма сложным является вопрос об оценке эффективности деятельности органов здравоохранения. Обычно об эффективности работы органов здравоохранения судят по общему состоянию здравоохранения в области, городе или районе, а также по уровню санитарно-демографических показателей. По этим данным, несомненно, можно представить в известной мере эффективности деятельности отдела здравоохранения города, ибо в успехах здравоохранения и достигнутых хороших санитарно-демографических показателях имеется доля труда работников аппарата.
Заключение:
В данной дипломной работе проведен анализ существующей системы управления здравоохранением с ее проблемами и предлагаются пути их решения.
Первая глава посвящена изучению системы здравоохранения как отрасли входящей в комплекс отраслей социальной сферы, требующей жесткого государственного управления на всех уровнях власти. Процесс управления данной системой является цикличным. На всех стадиях процесса управления необходимо иметь достоверную информацию по кругу показателей, отражающих специфические потребности каждой. При этом используются статистические, эпидемиологические, социально-гигиенические, социально-гигиенические, социологические, экономические, математические и другие методы.
Управление системой здравоохранения осуществляется по следующим направлениям: стратегическое, тактическое, оперативное. Необходимо выделить актуальность стратегического управления здравоохранением и как его составной части стратегическое планирование.
Система стратегического планирования, имеющая более высокую степень целевой ориентации по сравнению с долгосрочным планированием, на наш взгляд, вполне соответствует сложности, современному уровню развития здравоохранения как управляемой системы и сложившемуся взаимодействию с изменяющейся внешней средой.
Необходимой и обязательной предпосылкой внедрения стратегического планирования как элемента стратегического управления здравоохранения региона в отличие от долгосрочного планирования является проведение мониторинга не только внешней среды, но и потенциала системы.
В главе второй рассматривается непосредственно процесс планирования здравоохранения на практике, который осуществляется на всех уровнях власти. В частности на уровне города планированием занимается отдел здравоохранения мэрии г. Ульяновска руководящий делом здравоохранения через лечебно-профилактические учреждения города и структурные подразделения районов области. Процесс планирования здравоохранения города включает следующие этапы: оценка достигнутого уровня и выявление имеющихся резервов, обоснование потребности населения в различных видах медицинской помощи, размещение объектов здравоохранения и оптимизация их структуры, реализация плана и оценка его конечных результатов. Для оценки достигнутого уровня планового развития здравоохранения города используются следующие экономические методы: аналитический, сравнительный балансовый, нормативный, а также методы прикладной математики (теоретико-вероятностные и оптимального планирования).