Введение:
Современное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - составная часть общей экономической политики государства в условиях перехода к рыночным отношениям. Россия провозгласила курс на формирование открытой экономики, которая в стратегическом плане призвана способствовать росту эффективности производства. Но с учетом мирового опыта полностью открывать российский внутренний рынок, на котором абсо-лютное большинство производителей не выдерживает конкуренции с ино-странными компаниями, можно только постепенно, побуждая их к участию в конкурентной борьбе на мировом рынке. Российская экономика не готова стать сегодня полностью открытой не только потому, что основная часть отраслей экономики неконкурентоспособна, но и в силу нынешней конкретной эконо-мической ситуации, глубокого спада производства.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе, как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей уча-стников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей (ВЭС). Значимость деятельности таможенной системы обусловлена еще и тем , что самым стабильным источником доходной части Федерального бюджета России являются таможенные сборы и налоги.
В настоящее время экономика России переживает не самые лучшие времена, поэтому вопрос экономической безопасности страны особенно актуа-лен. Одной из важнейших государственных структур, стоящих на страже эко-номических интересов России, ее предприятий и граждан, является Государст-венный Таможенный Комитет Российской Федерации. (ГТК РФ). Роль и значе-ние этой организации в экономической жизни страны переоценить трудно. Та-можня дает около трети поступлений всех бюджетных доходов страны, защи-щает национальных производителей от иностранной конкуренции и поддер-живает их в налаживании собственного производства, тем самым , косвенно также, помогая наполнению бюджета, экономическому росту страны.
Поэтому сейчас особенно важно понимание принципов работы Россий-ской таможни, ее роль в регулировании внешнеэкономической деятельности С этой целью мною - автором данного проекта в рамках предусмотренным учеб-ным планом преддипломной практики была проведена работа по изучению ра-боты Удмуртской таможни, являющейся частью таможенной системы РФ. Та-можня функционально подчинена Уральскому Таможенному Управлению (УТУ) и ГТК РФ. УТУ осуществляет руководство и координацию деятельно-стью 18 таможен Уральского региона.
В моей дипломной работе рассматриваются тарифные методы регули-рования ВЭД, основные принципы налоговой политики, виды налогов, их эко-номическая сущность и особенности взимания таможенными органами, рас-крывается природа таможенных пошлин, их взаимодействие с другими эконо-мическими категориями, регулирующими ВЭД. Показаны цели и основные на-правления валютного контроля, роль и значение таможенных органов в этом процессе.
Целью данного проекта является изучение задач и функций таможни, технологии таможенного процесса, то есть, глубинное изучение принципов ор-ганизации таможенного регулирования ВЭД на практике, а также методов взи-мания таможенных платежей и их видов.
Глава 4:
Однако протекционизм оправдан умеренный, соотносящийся с ценами на внутреннем рынке, не допуская их искусственного завышения, и с реальным положением дел в производстве, чтобы не превратиться в систему поощрения монополистов и отсталых отечественных производителей.
Нужен решительный курс на развитие рентабельных импортозаменяю-щих и жизненно важных производств по товарам, которые Россия может и должна производить сама в достаточных количествах, например, зерновые и основные продукты питания, медикаменты, обычное технологическое обору-дование, на закупку которых уже много лет расходуется значительная часть ва-лютных поступлений.
Отсюда для защиты российских производителей более эффективную роль призваны сыграть не только увеличение в необходимых случаях импорт-ных пошлин, налогов и сборов, но и количественные и технические регуляторы ввоза продукции. Как показывает опыт зарубежных стран, в том числе входя-щих в ВТО, акцент в применении мер защиты национального производства все более смещается именно в этом направлении. С принятием законов «О госу-дарственном регулировании внешнеторговой деятельности» (октябрь 1995 г) и «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (апрель 1998 г) такой тип регули-рования приобрел необходимую легитимность. Данными законами определен порядок введения защитных мер в отношении импорта товаров, предусмотре-но введение прямых запретов и ограничений импорта и экспорта. Эти меры будут применяться в соответствующих случаях в протекционных целях для за-щиты отечественных производителей от иностранной конкуренции и потреби-телей в целях обеспечения безопасного использования ввозимой продукции.
России крайне важно участвовать также в международном процессе гармонизации, с тем чтобы расхождение зарубежных и отечественных стан-дартов не служило препятствием для торговли. Следует. В частности, сбли-зить ряд стандартов со стандартами стран ЕС, чтобы устранить возможность возникновения новых препятствий для торговли (наподобие запрета на въезд грузовиков). В то же время необходимо быть готовыми отстаивать свои ин-тересы против произвольного и расширительного применения технических барьеров в торговле (до заключения соглашения с ВТО - с помощью судебных процедур и ответных мер, после его заключения - через механизмы ВТО).
В последние годы обеспечение собираемости таможенных платежей и их поступление в Федеральный бюджет в полном объеме стало главным направ-лением таможенной политики. Если в 1995 году таможенные платежи состав-ляли 25% всех доходов, то заданием на 2000 год предусмотрено данный уро-вень довести до 40 %. В условиях финансового кризиса были «отодвинуты» на задний план такие функции, как защита внутреннего рынка от нежелательной внешней конкуренции, стимулирование производства отечественных товаров. При подобном подходе неизбежны углубление импортной зависимости России в продовольственных товарах, товарах народного потребления, сокращение валютных резервов, увеличение внешнего долга.
Главным недостатком существующего законодательства, в части спра-ведливого распределения налоговых поступлений от внешнеэкономической деятельности Удмуртской республики, является то, что все налоговые поступ-ления перечисляются в Российский Федеральный бюджет, минуя республи-канский, т.е. Соглашение между Правительствами РФ и Удмуртской Республи-ки от 17 октября 1995 г. об оставлении части средств в республиканском бюд-жете осталось не выполненным.
На нынешнем этапе развития, когда все заинтересованы в том, чтобы таможенная служба России соответствовала модели таможен мира ХХI века и была конкурентноспособной, предстоит многое изменить.
В основу таких перемен должны быть положены идеи и принципы об-новленной Международной конвенции по упрощению и гармонизации проце-дур таможенного оформления, известной под названием Киотской конвенции, новая редакция которой принята в июне 1999 года Советом Всемирной тамо-женной организации.
Заключение:
1. Современное налоговое регулирование ВЭД – составная часть экономиче-ской политики государства в условиях перехода к рыночным отношениям. В системе органов государственного управления ВЭД особая роль отводится таможенной службе, эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэконо-мических связей. Самым стабильным источником доходной части Феде-рального бюджета являются таможенные сборы и налоги.
2. Сложная проблема возникает в процессе создания таможенного тарифа – это проблема классификации товаров, распознания, грамотного установле-ния их кода ТН ВЭД. Без классификации товаров определенным образом невозможно ведение таможенной статистики международной торговли и упрощение процедур таможенного оформления. С этой целью была принята Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и ко-дирования товаров, на основе которой были созданы международные и на-циональные товарные номенклатуры ВЭД (ТН ВЭД). В ТН ВЭД принято цифровое обозначение кода, для разделов используются римские цифры, а для товарных групп, позиций, субпозиций и подсубпозиций – арабские. ТН ВЭД является руководящим документом договаривающихся сторон при осуществлении мер тарифного регулирования ВЭД.
3. Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными метода-ми, которые подразделяются на экономические и административные, та-рифные и нетарифные. Экономические методы базируются на использова-нии таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизы и др.) и таможенных сбо-ров. Административные методы включают государственные правила, нор-мативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосред-ственное воздействие на субъектов ВЭД. Тарифные методы – это основа экономического регулирования ВЭД, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В большинстве случаев импортные то-вары имеют отечественные аналоги, поэтому ввозные пошлины на такие то-вары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками на производство и ценами. Соот-ношение между этими издержками и ценами могут колебаться, поэтому возникает необходимость дифференциации ставок пошлин по группам и ви-дам продукции.