Введение:
Современная система нефтепродуктообеспечения г. Ижевска является од-ной из важнейших отраслей городского хозяйства. В настоящее время автомо-бильный парк города насчитывает более 183 тыс. единиц транспорта. Для нор-мальной эксплуатации такого количества автомобилей необходима разветвлен-ная сеть автозаправочных станций (АЗС). От нормального функционирования системы нефтепродуктообеспечения напрямую зависит спокойствие и благопо-лучие всех жителей города.
Анализируя цены на нефтепродукты по городу можно выявить следую-щую тенденцию, что в среднем цена ОАО «Удмуртнефтепродукт» на 10-20 ко-пеек выше, чем у конкурентов. Это, в целом, негативно сказывается на общей конкурентоспособности предприятия.
Простое снижение цен автоматически отразится на основных показателях хозяйственной деятельности предприятия в сторону их ухудшения. Более того, снижение цен одним из основных операторов рынка автоматически вызывает обвал цен другими операторами, что приводит к снижению экономической привлекательности отрасли в целом. Это, в свою очередь, снижает объем нало-гооблагаемой базы отрасли, что приводит к негативным социальным последст-виям, так как налоговые отчисления операторов топливного рынка являются одной из существенных составных частей бюджета республики.
Во избежание указанных проблем, сохранения и увеличения клиентской базы, необходимо реализовать меры, направленные на повышение привлека-тельности товарного предложения предприятия, увеличение потребительской стоимости предоставляемого товара.
Повысить качество самого топлива практически невозможно – оно стан-дартизировано государственной нормативной базой. ОАО «Удмуртнефтепро-дукт» контролирует качество поставляемого топлива на всех стадиях – от приема нефтепродукта с завода-изготовителя до конечного потребителя. Повы-сить потребительскую стоимость топлива можно только за счет факторов, не связанных с повышением качества самого топлива. Это такие факторы, как, на-пример, удобство месторасположения АЗС или привлекательность ее внешнего вида.
Одним из наиболее существенных факторов привлечения клиентов явля-ются дополнительные бесплатные услуги, предоставляемые клиенту в процессе заправки автомобиля. Мировая и отечественная практика эксплуатации АЗС показывает, что основными видами дополнительных услуг являются:
заправка автомобиля оператором по услугам;
Глава 5:
Для предупреждения случайного смешения марок нефтепродуктов при транспортировании, хранении и перекачках, а также для исключения ошибок при заправке техники и отпуске нефтепродуктов в тару потребителя все резер-вуары, тара, средства транспортирования и заправки должны иметь маркиров-ку, выполненную в соответствии с действующей нормативной документацией.
Выбор средств и условий хранения и транспортирования, обеспечивающих сохранение качества нефтепродуктов, должен отвечать установленным требо-ваниям. Технологические операции по приему, хранению и отпуску нефтепро-дуктов выполняют в соответствии с действующей нормативно-технической до-кументацией.
Сохранение качества нефтепродуктов в организациях при осуществлении технологических операций обеспечивают за счет:
своевременного технического обслуживания, ремонта и соблюдения пра-вил эксплуатации средств хранения, транспортирования, перекачки, тру-бопроводных коммуникаций и технологического оборудования;
обеспечения подготовки резервуаров, трубопроводных коммуникаций, сливноналивных средств к приему и отпуску нефтепродуктов, исключаю-щей смешение различных марок нефтепродуктов, попадания в них воды и механических примесей;
проверки полноты и правильности оформления сопроводительной доку-ментации принимаемого нефтепродукта, исправности транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, судов) и пломб, со-ответствия маркировки сопроводительным документам, фактического ка-чества принимаемого нефтепродукта;
запрещения смешения разных марок нефтепродуктов при приеме (отпуске) и внутри складских перекачках;
соблюдения условий хранения, контроля качества и учета изменения чис-ленных значений показателей качества, сроков зачистки резервуаров и трубопроводов в процессе хранения нефтепродуктов;
контроля за чистотой тары и правильностью подготовки тары и транспорт-ных средств при отпуске нефтепродуктов и своевременной проверки каче-ства отпускаемого нефтепродукта;
осуществления операций по приему, отпуску и затариванию нефтепродук-тов только на оборудованных эстакадах, причальных сооружениях и пло-щадках через специальные сливноналивные устройства;
своевременного обнаружения и устранения причин, способных влиять на ухудшение качества нефтепродуктов.
До подачи транспортных средств под слив:
проверяется качество подготовки или зачистки резервуаров, предназна-ченных для приема прибывающих нефтепродуктов, исправность и чистоту технологического оборудования;
подготавляваются приборы и посуда для отбора проб и проведения лабо-раторных испытаний.
При приеме нефтепродуктов, объединенную пробу для проведения прие-мо-сдаточного анализа отбирают и разделяют на три части. Две части оформ-ляют как арбитражные пробы, а третью как контрольную проверяют с исполь-зованием экспресс-методов. Если на предприятии отсутствует комплект экс-пресс-методов, то в пробе проверяют наличие воды и механических примесей (визуально). При положительных результатах анализа и отсутствии других за-мечаний разрешают слив нефтепродукта. После двух часов отстоя продукта из резервуара, в который слит нефтепродукт отбирают пробу и направляют на анализ (в объеме контрольного) в прикрепленную лабораторию.
Заключение:
Объектом дипломного проекта является система товарообеспечения (ГСМ) на уровне муниципального образования (г. Ижевск).
В первой части дипломного проекта дана характеристиа ОАО «Удмурт-нефтепродукт»: исторический и финансово-экономический аспекты его разви-тия. Проведенный анализ показал, что финансовое положение предприятия ста-бильное. Основным источником формирования основного капитала Ижевской нефтебазы являются - запасы, сырье и товары для перепродажи. Прибыль фор-мируется от реализации продукции (работ, услуг), за счет запасов. В 2003 году по Ижевской нефтебазе прибыль от реализации составила 162149 тыс. руб., что по сравнению с предыдущим годом больше на 16237 тыс. руб. Снабженческо-сбытовая специфика деятельности предприятия определила то, что существен-ную долю расходов предприятия составляют платежи поставщикам нефтепро-дуктов. Данная статья расходов составляет 67,7%. Около 10% расходов прихо-дится на оплату товаров, работ и услуг. 11% приходится на платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. Заработная плата персонала составляет около 6,5% расходов предприятия. Доходы нефтебазы формируются следующим образом: 87% - выручка от реализации нефтепродуктов через сеть АЗС; 6% - выручка от перевалки и хранения и выручка от реализации торговых точек.
В теоретической части рассмотрены методические основы экономическо-го прогнозирования и оценки эффективности реализуемого проекта.
В проектной части рассмотрена специфика потребительского поведения автовладельцев при выборе АЗС, на основе емкости рынка спрогнозирована выручка при внедрении дополнительных услуг, рассчитаны затраты на реали-зацию мероприятий, оценен экономический эффект от внедрения дополни-тельных услуг. В результате чего на рынке было выявлено наличие двух четко выраженных сегментов в разрезе способа выбора между АЗС с дешевым топли-вом и АЗС с дополнительными услугами: