Введение:
Мировая экономика, мировое хозяйство базируются на мировом рынке, материальной основой которого служат технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически национальные экономики всех стран интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним международные экономические отношения. Некоторые страны влились в водоворот всемирной хозяйственной жизни в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления национальных, а иногда и региональных рынков. Сформировавшееся таким образом мировое хозяйство из национальных экономик имеет и определенные международные экономические отношения, которые можно рассматривать по следующим направлениям:
международная торговля товарами и услугами;
международные кредитные отношения;
международное движение инвестиций;
международная гуманитарная и техническая помощь.
Международная торговля товарами и услугами. Главное место в распределении внешнеторгового оборота России занимают страны дальнего зарубежья. В этих странах реализуется подавляющая часть товарной массы. В эту группу стран Россия вывозит 80-90% продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, древесины, черных, цветных металлов. Основными потребителями этой группы товаров являются Германия, США, Великобритания, Италия, Швейцария, Нидерланды, Япония.
В структуре российского экспорта неоправданно низкая доля приходится на машины, оборудование, транспортные средства.
В структуре импорта России из стран дальнего зарубежья главное место занимают машины и оборудование, при этом значение этих стран в удовлетворении потребностей России в этой продукции возрастает. Второе место по стоимостному объему в структуре российского импорта из стран дальнего зарубежья занимает продовольствие.
Таким образом, в географическом распределении российского импорта и экспорта товаров доминируют страны дальнего зарубежья. Эти страны закупают 4/5 всего экспорта российских энергоносителей, сырья, материалов. В то же время они более чем на 4/5 удовлетворяют импортные потребности России в продовольствии, машинах и оборудовании.
В настоящее время удельный вес инвестиционных товаров сокращается, а доля потребительских товаров возросла до 50% структуры импорта. Более того, известно, что российские предприятия большую часть амортизационного фонда и прибыли используют отнюдь не для воспроизводства основных фондов.
Страны Центральной и Восточной Европы занимают особое место во внешнеэкономических связях России, что объясняется их территориальной близостью и продолжительностью экономического сотрудничества. Россия (бывший СССР) оказала сильное влияние на формирование структуры их экономики и внешней торговли. В 90-х годах Россия экспортировала в страны Центральной и Восточной Европы энергоносителей свыше 17%, машин и оборудования около 14% от всего экспорта соответствующих товаров.
Важнейшими партнерами России из числа стран ЦВЕ являются Венгрия, Литва, Польша, Чехия.
Внешняя торговля России со странами ближнего зарубежья характеризуется увеличением задолженности этих стран.
Подавляющая часть товарооборота России со странами СНГ приходится на Украину, Белоруссию и Казахстан (88% экспорта и 85% импорта). В структуре российского экспорта в страны СНГ преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, а в структуре импорта из этих
Глава 4:
Развитие международного разделения труда, мирохозяйственных связей и интеграционных процессов вызвало необходимость управления этими процессами на международном уровне. В регулировании международной торговли особую роль играют Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, на европейском уровне — Европейский Союз. Уставы и правила этих организаций и соглашений рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них. Статья XVI Устава ВТО предусматривает, что страны — участники ВТО должны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и админи¬стративных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к ВТО.
В основу деятельности ВТО, сменившего в 1995 г. ГАТТ положены принципы свободной торговли и национального режима.
Целью деятельности ВТО является понижение торговым барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО по¬литика постепенного снижения ввозных пошлин и посте¬пенного устранения иных торговых барьеров.
Вместе с тем ВТО разрешает вводить защитные меры в тех .случаях, когда иностранная конкуренция наносит суще¬ственный ущерб определенным отраслям национальной экономики.
В ВТО, МВФ и других международных организациях и соглашениях ведущую роль играют экономически развитые страны мира. Они несут основную часть расходов на их содержание. Опираясь на экономическую мощь и технологическое превосходство, они могут диктовать свою волю странам развивающимся, слаборазвитым и с переходной экономикой. Экономически развитые страны заинтересованы в либерализации внешнеэкономических связей, в ограничении регулирования ВЭД со стороны национальных правительств других стран. Их интересам соответствует максимальная открытость национальных рынков других стран. Она облегчает экспансию фирм и корпораций развитых стран на рынки других стран, поскольку их экономика конкурентоспособна и, за некоторыми исключениями, не нуждается в защите со стороны государства от иностранной конкуренции. Открытость экономики стран облегчает доступ этим фирмам и корпорациям к естественным ресурсам других стран, обеспечивает им более выгодные условия для инвестирования своих капиталов в экономику других стран.
Экономически развитые страны являются инициаторами политики снижения ввозных пошлин, выступают за отмену экс¬портных пошлин, за ограничение и отмену государственного ре¬гулирования интернационализации инвестиционного процесса.
В ином положении оказываются страны развивающиеся, с переходной экономикой и слаборазвитые. Их экономика менее конкурентоспособна и нуждается в помощи и защите со сторо¬ны государства. Они защищают национальный рынок от ино¬странной конкуренции более высокими импортными пошлина¬ми, оказывают помощь национальным товаропроизводителям в форме субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот.
Снижение ввозных пошлин выгодно, как правило, развитым странам. Но оно может дать определенные выгоды и странам раз¬вивающимся и с переходной экономикой, при условии роста эф¬фективности и конкурентоспособности их экономики.
Оно не выгодно лишь для стран, экономика которых нахо¬дится в состоянии кризиса, падения ее эффективности и конку¬рентоспособности. При снижении эффективности и конкуренто¬способности национальной экономики для ее спасения государства вынуждены прибегать к протекционистским мерам: усиливать помощь национальным товаропроизводителям, защищать национальный рынок от иностранных товаров для предотвращения экономического краха.
Вступление России в ВТО может дать ей определенные выгоды, но вместе с тем создаст дополнительные проблемы. В результате присоединения к ВТО отпадут некоторые ограничения, сдерживающие развитие внешней торговли, что позволит расширить российский экспорт и доступ российских товаров на ðûíêè äðóãèõ ñòðàí. Будут устранены некоторые меры дискриминации, применяемые к российским товарам.
Заключение:
России крайне важно участвовать также в международном процессе гармонизации и унификации различных технических стандартов, с тем чтобы расхождение зарубежных и отечественных стандартов не служило препятствием для торговли. Следует, в частности, сблизить ряд стандартов со стандартами стран ЕС, чтобы устранить возможность возникновения новых препятствий для торговли (наподобие запрета на въезд грузовиков). В то же время необходимо быть готовыми отстаивать ñâîè интересы против произвольного и расширительного применения технических барьеров в торговле (до заключения соглашения с ВТО — с помощью судебных процедур и ответных мер, после его заключения — через механизм ВТО).
Возможные меры по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля.
Основные направления совершенствования типовой, прин¬ципиальной схемы организации таможенного контроля могут заключаться в:
1) совершенствовании организации механизма таможенно¬го контроля;
2) сокращении сроков и повышении качества досмотра то¬варов и транспортных средств;
3) сокращении сроков уплаты таможенных платежей;
4) совершенствовании документального оформления таможенных процедур;
5) предупреждении нанесения ущерба экономике и общей безопасности страны;
6) уменьшении затрат на осуществление контроля посред¬ством разработки гибких технологий в зависимости от катего¬рий товаров и лиц, их перемещающих;
7) обеспечении доставки товаров в полном объеме до мест таможенного оформления;
8) улучшении взаимодействия с транспортными организа¬циями с помощью разработки и внедрения совместных техноло¬гий, обеспечивающих осуществление эффективного таможенно¬го контроля и оформления товаров с учетом необходимости обеспечения непрерывности перевозочного процесса и необхо¬димости сокращения простоя транспортных средств;
9) разработке и внедрении мер по совершенствованию ос¬новных направлений взаимодействия таможенной службы с другими правоохранительными органами;
10) совершенствовании контроля на направлениях неза¬конного перемещения товаров и транспортных средств.
Из вышеизложенного следует, что лишь в результате со¬вершенствования организационной структуры таможенных ор¬ганов в целом и организации таможенного контроля на каждом участке осуществления этого процесса может быть обеспечена высокая результативность функционирования таможенной сис¬темы в целом.