Введение:
Реформы, начатые Перестройкой и продолженные после нее, сами про-диктовали необходимость изменения налоговой системы страны, невозмож-ность существования и нормального функционирования государства и субъек-тов экономических отношений без системы налогообложения и законодатель-ной базы, без которой эта система не действенна вовсе. Рыночная экономика, которая так стремительно разрушала старые экономические связи, устаревшие хозяйственные отношения, не могла не повлечь за собой изменения в структуре государственных доходов, которые, как известно при директивном хозяйство-вании существенно отличаются от рыночных. На первый план по значимости выходят налоговые платежи, они становятся приоритетным источником фор-мирования доходов государственного бюджета.
На ряду с объективными причинами существует и ряд субъективных причин. Их можно объяснить изменением психологии человека в условиях ры-ночных отношений. Во-первых, появилось право каждого на свободную пред-принимательскую деятельность. Во-вторых, изменились отношения между го-сударством и хозяйствующим субъектом, который стал свободен. Эти причины повлекли за собой необходимость стратегического, предельно дифференциро-ванного подхода к доходам граждан, что особенно активно претворяется сей-час. Мы наблюдаем за постепенным отлаживанием налоговой системы, появле-нием навык налогов и отмиранием некоторых устаревших видов налогов.
Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непо-средственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности ко-торых последний, на мой взгляд, заинтересован не меньше первого. Таким об-разом надо решить проблемы единой ответственности всех хозяйствующих субъектов перед бюджетом, единой для бухгалтерий всех организаций форм отчетности и порядка исчисления налогов и не налоговых платежей с диффе-ренциацией только по ставкам, а не по порядку и “технической” работе.
Объектом исследования является налог на добавленную стоимость, так как на сегодняшний день он один из самых прогрессивных налогов в нашей стране. Он является основным налогом в производственной сфере и поэтому нам наиболее интересен. Он так же один из самых обсуждаемых и спорных на-логов, так как его расчет связан с исчислением налогооблагаемой базы и суще-ствует перечень льготников и товаров освобождаемых от налога, который тре-бует постоянного и своевременного обновления в связи с постоянно меняющи-мися структурой производства и товарного ассортимента.
Глава 3:
В соответствии с Порядком составления аудиторского за¬ключения о бу-галтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (от 09.02.96 г.) по результатам осуществляемой проверки аудитор (аудиторская фирма) должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском за-ключении от выражения сво¬его мнения, В безусловно положительном аудитор-ском заключении мне¬ние аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бух-галтер¬ской отчетности экономического субъекта означает, что эта от¬четность подготовлена таким образом, что обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов эконо¬мического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нор-мативных актов) регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ. Безус-ловно положительное заключение выдается аудитором экономическому субъ-екту, если аудитор по данным проверки полностью уверен, что: финансовая от-четность клиента подго¬товлена достоверно, на основе достоверных и объектив-ных дан¬ных бухгалтерского учета; организация, постановка и ведение бухгал-терского учета экономического субъекта отвечают уста¬новленным принципам и требованиям, а учетная политика организации выбрана правильно; своевре-менно и полностью внесены налоги в бюджет и обязательные платежи во вне-бюджетные фонды; соответствующим образом в приложениях и пояснениях к отчету раскрыты все вопросы, имеющие отноше¬ние к финансовой отчетности; внутренний контроль надежно подтверждает эффективность, законность и це-лесообразность хозяйственных операций; данные финансовой отчетности не противоречат альтернативному отчету организации, составлен¬ному аудито-ром,или уже известным аудитору сведениям об ор¬ганизации.
В условно положительном аудиторском заключении мнение аудитор-ской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъ-екта означает, что за исключением опреде¬ленных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов эко-номического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его дея-тельности за отчетный период исходя из норматив¬ных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В условно положительном заключении аудитор подтверждает достовер-ность финансовой отчетности с изложением обстоя¬тельств, обусловивших та-кое заключение. Такими обстоятельст¬вами могут быть: расхождения во мнении с руководством ор¬ганизации по отдельным фактам хозяйственной деятельности и показателям финансовой отчетности; несогласие с методами оценки отдель-ных объектов учета, правильностью расчетов амортизации и других расчетных значений; несоответствие кор¬респонденции счетов по отдельным хозяйствен-ным операциям экономическому и правовому их содержанию; неадекватная учетная политика организации, влияющая на достоверность финансовой отчет-ности и др.
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудитор¬ской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности озна¬чает что в связи с определен-ными обстоятельствами эта отчетность не обеспечивает во всех существенных аспектах от¬ражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности.
Отрицательное аудиторское заключение выдается в тех случаях, когда неуверенность аудитора в достоверности финансовой отчетности настолько ве-лика, что, по его мнению, может ввести в заблуждение пользователей и не по-зволяет сделать вывод о правильности и объективности финансовой отчетно-сти. В аудиторском заключении необходимо четко сформулировать причины, существенные ошибки и нарушения, которые не позволяют считать отчет дос-товерным.
Отказ аудитора (аудиторской фирмы) от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудитор-ском заключении означает, что в ре¬зультате определенных обстоятельств (ог-раничение объема проверки, неуверенность аудитора и др.) аудитор (аудитор-ская фирма) не может выразить такое мнение.
Аудиторское заключение не должно трактоваться экономическим субъ-ектом и заинтересованными пользователями ауди¬торского заключения как га-рантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность, не существуют.
Формы аудиторских заключе¬ний, рекомендованы Комиссией по ауди-торской деятельности¬ при Президенте РФ и одобрены этой же Комиссией в ка¬честве правил (стандарта) аудиторской деятельности.
Заключение:
Одним из важнейших результатов проведения налоговой реформы с це-лью совершенствования системы налогообложения в России и приближении ее к мировым стандартам, стало принятие второй части НК РФ.
Введенная в действие одной из первых, глава 21 «Налог на добавленную стоимость» определила процедурные вопросы, связанные с исчислением этого налога и еще более подтвердила значимость НДС в экономике России.
В заключении я хотела бы подвести несколько основополагающих вы-водов, с целью которых я проводила данное исследование.
Налог на добавленную стоимость является косвенным федеральным на-логом с действия , который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости , созданной на всех стадиях производства и определяе-мой как разница между стоимостью реализованных товаров , работ и услуг и стоимостью материальных затрат , отнесенных на издержки производства; при-чем бремя уплаты налога на добавленную стоимость реально падает на потре-бителя товаров (работ, услуг).
НДС является на сегодняшний день самым значимым налогом в РФ , так как его доля в налоговых сборах в федеральный бюджет является самой боль-шей ( как уже отмечалось , она составляет 39-42% от всех налоговых поступле-ний в федеральный бюджет ).
Льготы предоставляемые по НДС являются мощным стимулирующим орудием , воздействующим на отрасли как производителей , так и непроизвод-ственной сферы , поэтому их предоставление должно быть в высшей степени оправдано.
На сегодняшний день существуют три основные ставки налога на добав-ленную стоимость: 0%, 10% и 20% , а также расчетные ставки, которыми обла-гаются товары и услуги уже включающие в себя НДС: 16,67% и 9,09%.
Имеет смысл тщательно исследовать системы налогообложения добав-ленной стоимости в других странах, чтобы перенести полученный опыт в Рос-сийское налоговое законодательство и повысить его эффективность.
Сроки и формы уплаты НДС достаточно удобны, т.к. довольно-таки час-то вносятся платежи в бюджет, что позволяет контролировать их своевремен-ную уплату государственными налоговыми органами. Декларационный метод подачи НДС способствует быстрому учету и обработке данных в налоговых ор-ганах, но в то же время сравнительно трудно заполнить ее конкретному субъек-ту налогообложения.
Излишняя дефференциация ставок НДС может привести к усложне-нию учета и определения НДС.
Оптимальной ставкой НДС для Российской экономики на сегодняш-ний день составляет 18%, что близка к ныне действующим.