ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность - это характеристика товара или услуги, отра-жающая его отличие от товара (услуги) - конкурента как по степени соответст-вия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетво-рение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособ-ность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту. Базой оцен-ки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потреб-ности.
Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают предприятия, чтобы осуществить очередной рывок в “борьбе за лидерство”, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
Это прежде всего относится к постоянному обновлению ассортимента вы-пускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению но-вых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех ви-дов издержек и затрат. Особое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции.
Основная цель, поставленная перед работой – комплексная оценка состоя-ния конкурентоспособности общества с ограниченной ответственностью «Элит - строй» и обоснование своих предложений по повышению конкурентоспособ-ности предприятия. В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
общая характеристика объекта исследования;
...
....1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Сущность и предпосылки повышения конкурентоспособности
предприятия в условиях рыночной системы хозяйствования
В условиях централизованного управления народным хозяйством страте-гическое управление отдельным предприятием не входило в компетенцию его управленческого аппарата. Все основные стратегические решения если и при-нимались, то принимались «наверху» - в кабинетах Госпланов, отраслевых ми-нистерств и ведомств. Предприятию была отведена роль исполнителя этих ре-шений.
Рынок лишает руководителя предприятия, как частного, так и государст-венного «привилегии стратегической безответственности». Он должен само-стоятельно, руководствуясь законодательными и нормативными актами, регла-ментирующими правила ведения производственной деятельности, а также складывающейся на том или ином рынке конъюнктурой, принимать основопо-лагающие, долговременные стратегические решения. При этом он несет пол-ную ответственность перед самим собой, трудовым коллективом, перед Зако-ном за все экономические, юридические, экологические и иные последствия принимаемых решений. Складывается новое мировоззрение менеджмента: ру-ководители фирм начинают понимать, что стратегический подход к управле-нию фирмой становится непременным условием обеспечения ее живучести.
Одним из основных принципов разработки стратегии фирмы является раз-работка теории конкурентного преимущества как концептуальной основы фор-мирования глобальной и локальных стратегических целей фирмы и экономиче-ски эффективных средств их достижения. По мнению Д. Дэя, с которым мы полностью согласны, уже давно стало складываться понимание, что успешно действующие на рынке виды бизнеса раньше других начали реагировать на ры-ночные требования и предугадывать, как будут изменяться рыночные условия.