Введение:
Внимание к стратегическому планированию в структурах местного управления связано с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на региональном и местном уровнях. В тех странах, где процесс децентрализации совпал с процессом экономической глобализации, местные органы власти сумели переориентироваться в формулировании собственной экономической политики и оказались более подготовленными для преодоления структурного кризиса местной экономики. Там, где этого не произошло, экономический спад приобрел серьезные масштабы и значительно повлиял на благосостояние городского и сельского населения. Сейчас очевидно, что экономический и политический контекст принятия стратегических решений главами муниципальных образований значительно отличается от такового 10-15-летней давности. Однако в странах с переходной экономикой системы управления в основном продолжают воспроизводить модели, сложившиеся в недавнем прошлом, и сталкиваются со значительными затруднениями в адаптации своих решений к новым политическим и экономическим реалиям.
Когда мы говорим о стратегическом планировании, мы имеем в виду две его составляющие: разработку стратегий и организацию планирования.
Практика традиционного планирования сегодня быстро устаревает. Она имела краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся персонал и обычно не получала поддержки со стороны граждан общины. Новая модель планирования должна исходить из того, что субсидий на программы будет меньше, ожиданий со стороны граждан в сфере общественных услуг - больше, а реакция на рост налогов - отрицательная. Все это происходит в условиях общественного скептицизма по отношению к властям вообще.
Новая модель планирования требует оптимального использования человеческих и финансовых ресурсов на местах.
Глава 4:
Принятие муниципальных правовых актов указывается в части 1 и части 2 Статьи 6 данного закона:
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Ульяновской области.
Согласно части 7 статьи 7 в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. В части 8 указывается что межмуниципальные хозяйственные общества создаются в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью и осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральным законодательством. Часть 9 указывает на то, что представительные органы муниципальных образований могут принимать решение о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
Закон Ульяновской области от 21.02.2005 г. № 010-ЗО «Об установлении численности и сроков полномочий представительных органов местного самоуправления, а также сроков полномочий глав вновь образованных муниципальных образований Ульяновской области» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает численность и сроки полномочий представительных органов местного самоуправления, а также сроки полномочий глав вновь образованных муниципальных образований Ульяновской области [4].
Для представительных органов сельских поселений устанавливается следующая минимально допустимая численность:
7 человек – при численности населения менее 1000 человек;
10 человек – при численности населения от 1000 до 10000 человек.
Для представительных органов местного самоуправления городских поселений (31) установлен дифференцированный численный состав. Предлагаемая численность представительных органов местного самоуправления устанавливается на основе поступивших предложений органов местного самоуправления муниципальных образований области.
Сроки полномочий представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований – городских и сельских поселений, предлагается установить равными сроками полномочий соответственно представительного органа и главы соответствующего муниципального района.
Заключение:
Внимание к стратегическому планированию в структурах местного управления связано с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на региональном и местном уровнях.
В целях реализации данного направления на различных уровнях представительной власти была разработана нормативно-правовая база, которая включает в себя:
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ-131 от 6 октября 2003), который содержит более подробную регламентацию организации и деятельности местного самоуправления. Ее принятие потребовало разработку и внесение изменений и дополнений в значительное количество законодательных актов как федерального, так и регионального уровня.
На основании вышеназванного Федерального закона были приняты законы Ульяновской области.
Закон Ульяновской области от 13 июля 2004г. № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» устанавливает границы муниципальных образований, наделяет их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района и определяет их административные центры. Всего по области 267 муниципальных образований, против 25 до 2004 года.
Закон Ульяновской области от 15 сентября 2004 г. № 055 «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области», который устанавливает правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Ульяновской области, определяет государственные гарантии его осуществления. Данный закон приводит областное законодательство о местном самоуправлении в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства и осуществлять необходимые преобразования в указанной сфере.
Стратегический выбор является ядром концепции перспективного развития муниципального образования.
Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев – настоятельную необходимость применения стратегического планирования. Особенно плодотворным становится применение стратегического планирования в управлении развитием города, района.
В практической части дипломного проекта рассмотрен и проанализирован стратегический план развития на примере муниципального образования Ульяновской области - «Майнский район».
По новому закону о муниципальных образованиях в районе действуют две поселковых и 19 сельских администраций. Наиболее крупные населенные пункты: р.п.Майна – 7974 человека, р.п.Игнатовка – 2878 человек и 64 сельских населенных пункта. Сельское население района составляет 64 %.
Анализ исходной ситуации для определения перспектив развития Майнского района показывает наличие предпосылок для развития отраслей социальной сферы и повышения качества жизни населения. Эти предпосылки определяют стратегическую линию социальной политики района. В дипломном проекте отражены климатические условия района, сырьевые ресурсы, проведен социально-экономический анализ.