Дипломная по теме: Борьба с незаконным оборотом оружия

Название работы: Борьба с незаконным оборотом оружия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

1 Правовое регулирование оборота оружия 6

1.1 Понятие оружия в действующем законодательстве 6

1.2 Общая характеристика законодательства об обороте оружия 19

2 Преступления в области незаконного оборота оружия 29

2.1 Уголовно-правовая характеристика преступлений в области незаконного оборота оружия 29

2.2 Анализ судебной практики 48

Заключение 59

Список использованной литературы 62

Выдержка:

Введение:

Основным свойством оружия и взрывчатых веществ как объектов правоотношений является их потенциальная опасность. На обеспечение условий безопасного для субъективных прав граждан и общества оборота оружия и взрывчатых веществ влияет множество факторов, относящихся к различным сферам социальной жизни общества: это соблюдение условий безопасного хранения, ношения, транспортирования, использования, применения, торговли, передачи и ряда других. В правовых отношениях по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ участвуют достаточно большое число субъектов, включая физических, юридических лиц, государственные органы (в том числе лицензирующие, контролирующие и др.), что требует комплексного подхода к правовому регулированию оборота оружия и взрывчатых веществ. Применительно к различным общественным и социальным условиям используется комплекс различных правовых средств для обеспечения эффективности правового воздействия на субъекты правоотношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ. Государственные органы обязаны обеспечить неотвратимость правомерного поведения субъектов правоотношений в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ, поэтому правовая регуляция таких отношений может осуществляться только посредством административно-правовых режимов.

Юридические конструкции административно-правовых режимов, регулирующих оборот оружия и взрывчатых веществ, должны быть построены таким образом, чтобы сферой правового регулирования охватывались субъекты, объекты этих правоотношений, а также чтобы соответствующим образом были выстроены их правовые статусы. Если не обеспечить указанные условия правового воздействия на оборот оружия, взрывчатых веществ, то основная потребность общества, из-за которой образовываются административно-правовые режимы, - безусловное достижение определенной цели при помощи юридических средств не будет реализована. Например, Закон Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии», Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», которыми осуществляется правовое регулирование в сфере оборота оружия, а также определяется правовое положение субъектов и объектов, участвующих в его обороте, устанавливают, что гражданин, претендующий на право приобретения гражданского оружия, обязан представить в орган внутренних дел медицинское заключение о результатах освидетельствования у врачей-специалистов, которое наряду с исполнением других требований дает право на приобретение оружия. Разрешение, выдаваемое органом внутренних дел на право хранения и использования оружия действительно 5 лет, в течение которых у владельца оружия могут наступить изменения в состоянии здоровья, не позволяющие владеть оружием по медицинским показаниям, что влечет за собой аннулирование разрешения на право хранения и ношения оружия и его изъятие. Однако орган внутренних дел об этой правовой ситуации узнает только тогда, когда наступит время продления срока действия разрешения на право хранения оружия и свою функцию по своевременному изъятию теперь уже необоснованно хранящегося оружия не выполнит. Следовательно, юридическая конструкция административно-правового режима допуска физических лиц к оружию, не учитывающая правовой статус одного из субъектов правоотношений – органов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также не обеспечивающая правовое регулирование взаимодействия двух субъектов правоотношений – органов внутренних дел и лечебно-профилактических учреждений, не достигнет того результата, ради которого был образован этот административно-правовой режим, вследствие чего режим в полном объеме реализован не будет.

Глава 2:

К условной мере приговорен ранее дважды судимый за грабеж и незаконное хранение наркотиков П., незаконно хранивший и носивший газовый пистолет, переделанный для стрельбы боевыми патронами калибра 5,45 мм с нарезкой для глушителя, т.е. оружие, традиционно применяющееся для совершения «заказных» убийств.

В перечисленных случаях мягкость наказания явно не соответствует тяжести совершенного преступления и личности виновного. Имеют место случаи назначения исправительных работ лицам, нигде не работающим, что является явным нарушением ст. 50 УК. Так, нигде не работающий Г. осужден по ч. 4 ст. 222 УК условно к 1 году исправительных работ с удержанием 10% заработка.

Условные приговоры и приговоры к исправительным работам обжаловались лишь одним осужденным, основная масса осужденных воспринимает их как фактическую безнаказанность.

Суды распорядились оружием, являвшимся вещественными доказательствами по уголовным делам, следующим образом: уничтожить – 51 случай (71,83%); передать в коллекцию ЭКО – 11 случаев (15,49%); передать в доход государства – 4 случая (5,63%); возвратить законному владельцу – 5 случаев (7,04%). В 7 случаях (8,97%) оружие следствием не было обнаружено.

Хотя 51 приговором предусмотрено уничтожение оружия, лишь в 6 делах имелись акты уничтожения вещественных доказательств и всего в одном деле имелся запрос суда в органы внутренних дел об акте уничтожения вещественных доказательств. В остальных 44 делах никаких документов, подтверждающих уничтожение вещественных доказательств, не обнаружено, не было и запросов об исполнении приговоров в этой части.

В 4 случаях вопрос о судьбе оружия не нашел отражения в приговорах. Тремя приговорами предусмотрено возвращение оружия бывшим владельцам, хотя в одном случае владелец оружия приобрел его незаконно, за что и был осужден, а в ходе следствия получил лицензию на право приобретения газового оружия. В двух других случаях оружие было утеряно владельцами вследствие безответственности и нарушения правил ношения, а потому подлежало изъятию.

В одном случае судья, вместо того чтобы в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» решить судьбу вещественного доказательства, написал в приговоре: «Вещественное доказательство – газовый револьвер иностранного производства, хранящийся в Северо-Кавказской транспортной прокуратуре, оставить там до вступления приговора в законную силу, после чего поручить прокуратуре поступить с газовым револьвером в соответствии с приказами МВД РФ». Здесь имеет место не только незнание конкретных правовых норм, но и иерархии законов и подзаконных нормативных актов, а также компетенции органов, их исполняющих.

Заключение:

Повышенная опасность оружия определяет задачи и особенности правового регулирования общественных отношений, предметом которых оно выступает. Задачами этого регулирования признаются защита жизни и здоровья граждан, защита собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Соответственно, необходимо установление границ сферы оборота оружия и других опасных предметов и веществ, определение круга субъектов оборота и порядка их включения в данную сферу, формулирование конкретных правил предосторожности и установление ответственности за их нарушение.

Группа статей в УК РФ (222 – 226), расположенных структурно в главе 24 УК «Преступления против общественной безопасности», условно именуется среди ученых-правоведов и юристов-практиков как преступления в области незаконного оборота оружия. Роднит эти составы и единый предмет: оружие огнестрельное, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, включая ядерное, химическое и др. виды оружия массового поражения.

Характерно, что все пять составов указанных выше преступлений подверглись дополнениям и изменениям, представляющим новации в данном уголовно-правовом поле России. Именно эти новеллы в свете действующего уголовного законодательства представлены правоприменителю в расширенном виде с учетом примыкающего к данным составам преступлений действующего законодательства из других отраслей права.

Похожие работы на данную тему