Введение:
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий – это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающей среде», должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления – это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.
В последнее время в нашей стране появилось огромное количество статей и монографий посвященных антикризисному управлению, в книгах по общему управлению финансами, например И.А.Бланк «Основы финансового менеджмента», антикризисному управлению отводят целые главы. Практически все авторы отмечают особенности антикризисного управления от обычного и считают, что оно должно обрести свою «нишу» в управленческой теории практике. Некоторые из авторов рассматривают антикризисное управление с точки зрения проблем финансов на микроуровне , другие же пытаются рассмотреть комплекс проблем, связанных не только с кризисом отдельного предприятия, но кризисом в государственных финансах, в экономике целом . Часто авторы, заявляя, что пишут об антикризисном управлении, уделяют внимание только процедурам банкротства в рамках закона «О несостоятельности (банкротстве)» .
Глава 3:
В условиях рыночной экономики конкурируют не отдельные машины или орудия, а технологии. Для обеспечения технологий создаются комплекты машин, а совокупность их с учетом региональных особенностей и должна определить «Систему машин» для России.
Техническое обеспечение сельского хозяйства достигло сейчас критического предела. Основными машинами аграрии обеспечены только на 45-65%, из них более 90% уже отработало свой амортизационный срок.
Нагрузка на один трактор возросла с 66 га пашни в 1990 году до 119 га в 2002, на один зерноуборочный комбайн, соответственно, - со 113 га посевов зерновых культур до 245 га.
Для обновления машинно-тракторного парка аграрных предприятий до уровня технологических потребностей нужно ежегодно докупать машины и оборудование.
Основными проблемами развития отрасли остаются:
- Отсутствие системы управления отраслью. При наличии спроса на сложную сельхозтехнику уровень ее закупок значительно не увеличивается по двум причинам. Во-первых, финансовая несостоятельность потребителей, во-вторых, отсутствующая система машин для энергонасыщенных тракторов.
- Недостаточный уровень платежеспособности сельхоз-товаропроизводителей, что негативно влияет на финансово-экономическое состояние предприятий отрасли, базовые заводы-производители сложной техники.
- Устарелость основных средств базовых предприятий отрасли, которые не обновлялись на протяжении последних 14-15 лет, что негативно влияет на конкурентоспособность, качество и себестоимость продукции.
- Отсутствие реальных источников финансирования. Это ведет к невозможности реконструкции и технического переоснащения предприятий отрасли и обеспечению высокого качества производимых машин, освоения производства новой техники.
Внутренний рынок насыщается дорогой, не адаптированной к условиям России, импортной техникой, которая требует значительных эксплуатационных затрат, что приводит к значительным экономическим убыткам.
Если срочно не принять действенных мер, государство может попасть в зависимость от импорта зарубежной техники.
На сегодня «дирижером» в решении этих вопросов остается Государственный комитет сельхозмашиностроения (Госсельхозмаш). В своей деятельности он взаимодействует с Минагрополитики в сфере:
- определения научно обоснованной технологической потребности в основной сельскохозяйственной технике;
- обработки заказов регионов на технику для АПК;
- согласования приоритетов в создании новой техники и др. вопросах.
В стране на сегодня нет единого консолидирующего органа по вопросам тракторо- и сельхозмашиностроения с достаточными полномочиями, который мог бы руководитель созданием научно взвешенных технологий выращивания сельхозкультур и содействовать созданию системы машин для этого, объединив и возглавив для этой цели соответствующие управления:
Заключение:
Антикризисную стратегию управления можно определить как долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы деятельности предприятия, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри предприятия, а также позиции предприятия в окружающей среде, смягчающее кризисную ситуацию, в которую может попасть предприятие, и способствующее его финансовому благополучию.
Стратегия антикризисного управления дает ответ на вопрос. Каким способом, с помощью каких действий предприятие сумеет достичь стабильного функционирования, сохранив или упрочив свое финансовое положение в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. «Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора тактики с учетом изменяющейся ситуации» .
Время показало, что преодолевать кризис гораздо легче в том случае, если на предприятии велась какая-либо антикризисная деятельность. Здесь можно привести аналогию с заболеванием: проще и дешевле сделать прививку, перенести заболевание в очень легкой форме, выработать иммунитет, чем перенести заболевание в тяжелой форме, а потом долго (и зачастую безрезультатно) лечиться. Банкротство же предприятия – это его смерть.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное антикризисное управление включает в себя не только процедуру банкротства, не только меры по выведению предприятия из кризиса, но и профилактику банкротства, профилактику финансового кризиса.
Необходимо отметить, что эффективность антикризисного управления прямо зависит от «правильности» выбора соответствующей стратегии и тактики. Можно выделить несколько критериев этого выбора. Стратегия и тактика развития предприятия в общем и антикризисного управления в частности могут определяться: