Введение:
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
Конкуренция – фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка - состязание между хозяйствующими субъектами за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.
Особенности конкуренции в банковской сфере обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции. В коммерческих банках продукция представляет два основных раздела: услуги по пассивным и по активным операциям. Следовательно, банковская конкуренция является конкуренцией в сфере услуг. Услуги по пассивным операциям осуществляются в целях аккумуляции средств, прежде всего сбережений и временно свободных средств населения и предприятий. Посредством оказания услуг по активным операциям коммерческие банки распределяют мобилизованные средства так, чтобы обеспечить себе необходимый уровень прибыли.
По своему характеру банковские услуги делятся на кредитные, операционные, инвестиционные и прочие. Кроме того, российские банки развивают и другие операции по поручению клиентов: факторинговые услуги, лизинговые, доверительные, консультационные, информационные и прочие.
В рамках современных условиях конкуренции меняются отношения банка и клиента. Если ранее банк предлагал клиентам стандартный набор банковских услуг, то сейчас он вынужден постоянно разрабатывать новые виды банковских продуктов, которые адресованы конкретным группам клиентов – крупным предприятиям, мелким фирмам, отдельным категориям физических лиц.
Глава 3:
В условиях жесткой межбанковской конкуренции для принятия экономически обоснованных решений по проведению активных операций с коммерческими банками клиенты нуждаются в объективной информации о финансовом состоянии этих банков. Для получения такой информации необходима классификация коммерческого банка, которая может осуществляться по их рейтингам. Рейтинги коммерческого банка позволяют любому клиенту сравнивать и оценивать состояние различных коммерческих банков без проведения глубокого анализа их деятельности.
Рейтинг банка определяется исходя из финансовых показателей банка, которые были рассчитаны в главе 2 работы по следующей формуле:
W = К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7+К8+К9+К10+К11+К12+К13+К14+ К15,
К1 = 1,032; К2 = 0,144; К3 = 0,249; К4 = 0,066; К5 = 0,088;
К6 = 0,004; К7 = 0,130; К8 = 1,753; К9 = 0,821; К10 = 1,343;
К11 = 0,292; К12 = 0,012; К13 = 0,885; К14 = 0,007; К15 = 0,046.
Согласно Российской оценки рейтинга банка ОАО АКБ «Владимир» на 01.01.2006г. было дано 5 баллов из пяти, при этом его деятельность характеризуется следующими показателями:
1. Кредитный рейтинг:
Низкий уровень кредитного риска. Всесторонний анализ финансовой отчетности и другой дополнительной информации, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью банка, свидетельствует о его высокой финансовой устойчивости и платежеспособности, а также о возможном наличии в его деятельности отдельных незначительных негативных моментов и/или тенденций, которые в обозримой перспективе не должны существенно повлиять на его финансовую устойчивость и платежеспособность.
Заключение:
Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов.
Специфика конкуренции в банковской сфере определятся тем, что банк работает в сфере услуг. По сути, банковский продукт - это комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям.
Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах.
В настоящий момент нет определенного набора показателей для оценки конкурентоспособности банка. Однако мнение аналитиков оценке конкурентоспособности сводится к тому, что основой конкурентоспособности банка является его рейтинг.
Наличие высокого рейтинга коммерческого банка дает ему ряд известных преимуществ, таких как:
возможность расширения занимаемой доли рынка;
повышение рентабельности работы и конкурентоспособности на рынке заемных ресурсов за счет снижения стоимости привлечения ресурсов и установления ставок в зависимости от рейтинга;
повышение доверия со стороны клиентов, рост привлекательности в качестве заемщика, а значит, привлечение новых клиентов и их ресурсов.
Необходимым условием конкурентоспособности банка является использование приемов банковского маркетинга. Маркетинг широко стал применяться в сфере управления банками последние 20-30. Этому