Введение:
В начале 90-х годов в России начался переходный период в различных областях общественной, политической и экономической жизни страны. Одним из важнейших этапов данного периода явилось вступление государства в эпоху рыночной экономики, пришедшей на смену централизованно управляемому плановому хозяйству. Переход к рыночной экономике обусловил необходи-мость появления новых организационно-правовых форм хозяйственной дея-тельности. На данном этапе в России в рыночные отношения с целью извлече-ния прибыли вступили самые разнообразные субъекты: индивидуальные пред-приниматели, мелкие и крупные товарищества, акционерные предприятия и предприятия, находящиеся в собственности работников, государственные предприятия. В самой общей форме можно сказать, что субъектами рыночных отношений являются свободные товаропроизводители.
В предпринимательстве понятие предприятия (юридического лица), по-жалуй, несет даже более важное содержание, чем физического лица, так как предпринимательская деятельность в крупном масштабе может осуществляться только со слиянием капитала и объединением частных интересов в единое це-лое.
В правовой практике выделяется целый ряд организационно-правовых форм и соответствующих им видов юридических лиц. Каждому из видов при-сущи свои признаки, рассмотрению которых будет посвящена данная работа.
Таким образом, предметом анализа в данной работе являются все суще-ствующие на современном этапе организационно-правовые формы хозяйствен-ной деятельности.
Актуальность выбранной темы определяется последними изменениями, произошедшими в действующем законодательстве в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствующих новых Феде-ральных Законов и предопределяет ее практическую значимость.
Целью настоящей работы является анализ понятия и основных призна-ков юридического лица, систематизация и анализ организационно-правовых форм хозяйственной деятельности для возможного последующего использова-ния результатов исследования на практике.
Поставленная цель предполагает решение следующих конкретных задач:
проанализировать источники права, научную и справочную литературу по теме работы;
определить и систематизировать существующие организационно-правовые формы;
провести анализ каждой формы с целью выявления в них основных особен-ностей и отличий.
Глава 3:
Принятие нового Федерального закона «О несостоятельности (банкрот-стве)»1 обусловлено развитием прежних и появлением новых экономических предпосылок совершенствования нормативно-правовой базы Российской Феде-рации, а также и тем, что действовавший ранее Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не мог обеспечить наибо-лее эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Законодатель стремился исправить упущения Фе-дерального закона от 8 января 1998 г. и более четко урегулировать сложные от-ношения в обозначенной сфере. Однако новый Закон тоже не решает всех про-блем, кроме того, ряд введенных им новелл вызывает сомнения с точки зрения их эффективности и необходимости применения на практике. Рассмотрим не-которые из них.
Первым изменением следует назвать отсутствие возможности должника самостоятельно заявить о своей несостоятельности иначе как в случаях, когда он обязан сделать это в соответствии с Законом.
Пунктом 2 ст.1 нового Закона о несостоятельности расширен круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Если ранее действие законодательства о банкротстве распространялось «на все юридиче-ские лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казен-ных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме по-требительского кооператива, благотворительного и иного фонда» (п.2 ст.1 Фе-дерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ), то действие нового Закона рас-пространяется «на все юридические лица, за исключением казенных предпри-ятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций» (п.2 ст.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ). Специально подчерки-вать значимость этого положения нет необходимости.
Закон содержит ряд новых понятий:
финансовое оздоровление (процедура банкротства, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности);
административный управляющий (арбитражный управляющий, утверждае-мый арбитражным судом для проведения финансового оздоровления);
саморегулируемая организация арбитражных управляющих (некоммерче-ская организация, основанная на членстве, которая создана гражданами Рос-сийской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегу-лируемых организаций арбитражных управляющих, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих);
регулирующий орган (федеральный орган исполнительной власти, осущест-вляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций).
Кроме того, в Законе конкретизируются такие понятия, как уполномо-ченные органы, мировое соглашение, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника, представитель комитета кредиторов, представитель собрания кредиторов.
Заключение:
В современных рыночных отношениях, когда переход к новым формам хозяйствования и трансформация системы правовых отношений требуют раз-вития новых форм юридических лиц, появляется необходимость в изучении данной темы.
Юридическим лицом в правовой практике признается организация, ко-торая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управ-лении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим иму-ществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность юридического лица тесно связана с его организаци-онно-правовой формой. Если у унитарных предприятий права и обязанности одни, то у коммерческих предприятий цели, и связанные с этим признаки и осуществляемые функции совершенно другие.
В правовой практике признаются множество различных видов юридиче-ских лиц, причем законодательство определяет для каждого из них уставные правила и необходимый набор уставных документов.
В современном обществе одной из основных форм объединения людей является институт юридического лица. В предпринимательстве понятие юри-дического лица, пожалуй, несет даже более важное содержание, чем физиче-ского лица, так как предпринимательская деятельность в крупном масштабе может осуществляться только со слиянием капитала и объединением частных интересов в единое целое.
Появление института юридического лица обусловлено усложнением со-циальной организации общества, развитием экономических отношений. Юри-дические лица в своем развитии прошли ряд этапов и на настоящий момент их можно рассматривать как вполне сложившийся институт с определенными при-знаками и функциями.