Введение:
Проблема совершенствования управления деятельностью на предприятиях малого и среднего бизнеса в России рассматривается в данном дипломе как составная часть экономических преобразований в стране, ее массовая база и интегральный элемент формирующегося конкурентного рыночного механизма.
За прошедшие годы экономических преобразований в России созданы определенные предпосылки для становления и развития малого и среднего предпринимательства. По крайней мере, в настоящее время стало очевидным, что малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его отсутствие не могли бы быть использованы.
Как отмечалось выше, развитие малых и средних предприятий является важным направлением экономических преобразований в России. К сожалению, возможности анализа места и роли малых предприятий в промышленном развитии в России ограничены имеющейся статистической информацией, которая, зачастую, носит недостоверный или дискретный характер. Поэтому вопросы динамики развития малых предприятий можно решать только на основе отдельных научных разработок, отрывочных статистических данных и преимущественно экспертных оценок. Тема дипломной работы является очень актуальной в современных условиях, т.к. новые условия организации и ведения бизнеса требуют внедрения принципиально новых способов управления предприятиями малого бизнеса, изменения взглядов на сущность и содержание функций управления для обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом.
Необходимо отметить, что в значительной степени современные экономические трудности в развитии малого предпринимательства обусловлены несовершенством системы управления производством и инновационной деятельностью на малых и средних предприятиях. Это обстоятельство и определяет актуальность темы данного дипломного исследования.
Целью данного дипломного исследования является разработка организационно-экономического механизма управления деятельностью на предприятиях малого и среднего бизнеса.
В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены и решались следующие локальные научные задачи:
- разработка оптимальных организационных структур для малых и средних предприятий;
- совершенствование внутрифирменного планирования и оценки эффективности деятельности на предприятиях;
Глава 3:
Финансовая политика
Формирование новой учетной политики к 2007 г., приближающей оперативные показатели деятельности с результатами бухгалтерского учета.
Налоговая и кредитная политика:
полная и своевременная выплата текущих налогов и отчислений;
привлечение льготных кредитных ресурсов на финансирование дефицита оборотных средств;
привлечения не льготных кредитов в случае финансовой эффективности привлечения и срока погашения не более 2-х лет.
Ассортиментная и ценовая политика:
выделение оборотных средств, в первую очередь на прирост выпуска высокорентабельной, быстрооборачиваемой продукции;
максимизация маржинальной прибыли и как следствие общей прибыли предприятия.
Инвестиционная политика:
приобретение оборудования;
использование лизинговых схем и кредитных ресурсов для приобретения оборудования.
Финансово-экономическая стратегия.
Пополнение оборотных средств за счет:
нормирования статей текущих активов, в основном, запасов;
управления дебиторской задолженностью;
повышения оборачиваемости оборотных средств;
развития системы управления внешним заимствованием.
Разработка и внедрение за 6-9 месяцев эффективной системы управления финансами на всех уровнях (предприятие, бизнес-единицы, подразделения, товарные группы) и в первую очередь (за 3 месяца) – управления финансовыми и материальными потоками.
Достижение «прозрачности» финансово-экономического состояния предприятия, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия.
Переход к управлению по конечным финансовым результатам (мотивация и стимулирование персонала от прироста конечного финансового результата – маржинальной прибыли).
Производственно-техническая политика
Обеспечение потребностей рынка в срок, в требуемом объеме и ассортименте.
Обеспечение конкурентоспособного и стабильного качества продукции.
Снижение затрат для достижения себестоимости производства, обеспечивающего уровень цен ниже конкурентов.
Освоение новых технологий производства конкурентоспособных видов продукции, в том числе, для увеличения срока хранения вареных колбас.
Поддержание производственных фондов в состоянии, обеспечивающем качественное и своевременное выполнение плана реформирования.
Выработка четкого и согласованного плана производства, в том числе и за счет продуманной закупочной деятельности.
Мотивация работников, мастеров и технологов цеха «на результат».
Увеличение производительности труда.
Заключение:
Малое предпринимательство представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, предает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, расширения номенклатуры производимых товаров и услуг.
Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду с крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству.
Выбор оптимальной модели инновационной стратегии осложняется многими факторами. В их числе - отсутствие реальных конкурентных отношений, падение объемов производства, инфляционный фактор, необходимость взвешенных подходов к конверсии оборонной промышленности и привлечению иностранных инвестиций.
Законодательное регулирование экономического механизма деятельности предприятий малого бизнеса носит фрагментарный характер. Многие законодательные нормы, определяющие важнейшие организационно-правовые и экономические компоненты этой деятельности отсутствуют, что не может не служить серьезным препятствием осуществлению эффективной государственной научно-технической политики.
Важным средством экономического стимулирования деятельности предприятий малого бизнеса является налоговая политика. По крайней мере, в течение последних сорока лет она рассматривается зарубежными и отечественными специалистами как один из наиболее эффективных инструментов в системе косвенных стимулов повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса. Однако, если за рубежом различные варианты концепции стимулирующего характера налоговой политики неизменно находили и находят законодательное закрепление, то в отечественной законодательной практике косвенные стимулы получили отражение лишь в последние годы. Российская система налогообложения содержит лишь элементы системы налоговых льгот для стимулирования некоторых видов инновационной деятельности.