Введение:
Либерализация внешнеэкономической деятельности и движение России к открытой экономике сопряжены с возникновением многих сложных про-блем, одной из которых является проблема регулирования экономики. Регу-лирование внешнеэкономической деятельности государством означает не только поддержку и сти¬мулирование, но и контроль за соблюдением нацио-нальных интересов и обес¬печение экономической безопасности страны.
В арсенале государства имеются различные инструменты регулирования ВЭД с целью защиты экономических интересов, в число которых входит взимание косвенных налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инст¬рументом управ-ления экономикой в условиях рынка.
Косвенное налогообложение, имеющее многовеко¬вую историю, всегда было предметом пристального изу¬чения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жар¬ких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению со¬вершенно нового вида налога — налога, на добавлен¬ную стои-мость (НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теорети-чески разработан во Франции в 1954 г. Необхо¬димость применения такого по-казателя как добавлен¬ная стоимость в качестве объекта налогообложения в ев-ропейских странах была обусловлена построением об¬щего рынка. Распростра-нение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967 г. I и III Директив ЕС, в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран-чле¬нов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.
Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особен-ности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действо-вавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к вало-вой стоимости товара ак¬кумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.
Глава 2:
Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации пред¬полагает подачу таможенной декларации или совершение определенных дей-ствий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все после-дующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами до фактичес¬кого пере-сечения ими таможенной границы.
Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации сам по себе не является объектом обложения НДС. Однако при реализации товаров российскими налогоплательщиками иностранным покупателям с последую¬щим вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации дей-ствует особый порядок применения НДС, в частности используются «ну¬левая» ставка налога и соответствующий порядок возмещения сумм НДС, уп-лаченных поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).
ТК РФ устанавливает ряд таможенных режимов, под которые помеща¬ются товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федера¬ции. При этом порядок применения НДС в отношении товаров, вывози¬мых в тамо-женных режимах экспорта, реэкспорта и перемещения припа¬сов, регламенти-руется положениями главы 21 «Налог на добавленную сто¬имость» НК РФ.
Экспорт. Статьей 165 ТК РФ установлено, что экспорт - это таможен-ный ре¬жим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на та¬моженной территории Российской Федерации, вывозятся с этой терри¬тории без обязательства об обратном ввозе. При этом ст. 166 ТК РФ оп¬ределены следующие условия помещения товаров под данный таможен¬ный режим:
- экспорт товаров осуществляется, если уплачены вывозные таможен¬ные пошлины в порядке, предусмотренном ТК РФ, соблюдены ограни¬чения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятель¬ности, и выполнены иные требования и условия, установленные ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российс¬кой Федерации;
Заключение:
Внешнеторговая деятельность – является одной из главных составляю-щих деятельности государства по реализации интеграционных процессов в области экономического сотрудничества с зарубежными странами. Данная деятельность предполагает осуществление сделок в области внешней торгов-ли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
В настоящее время, ведение внешнеторговой деятельности субъектами гражданских правоотношений стимулируется со стороны государства.
Одним из таких стимуляторов является обложение экспортных опера-ций налогом на добавленную стоимость по ставке 0 %.
Особенностью реализации товаров, работ, услуг в экспортном режиме является то, что налогоплательщик использует нулевую ставку налогообло-жения и имеет возможность принять к вычету «входящий» НДС, предъявлен-ный поставщиками.
Возмещение экспортного НДС актуально как для крупных компаний, так и для небольших фирм, осуществляющих регулярные экспортные опера-ции или только выходящие на внешний рынок. Необходимость возмещения определена, прежде всего, выбытием на длительный срок из хозяйственного оборота налогоплательщика значительных денежных средств.
Арбитражная практика показывает, что даже при соблюдении всех норм налогового законодательства налогоплательщику не всегда удается получить положительный результат. Как правило, налоговые органы, прикрываясь борьбой с так называемым «лжеэкспортом», по «установочным» причинам, не признают правомерности применении ставки 0% и соответственно отказыва-ют в налоговых вычетах и доначисляют налог к уплате по ставкам 10 и 18 процентов. Налоговые инспекторы с особой тщательностью проверяют пред-ставленные документы, и если найдут хоть какие-то погрешности, в возмеще-нии налога откажут.