Введение:
Актуальность темы исследования.
Последние года поставили перед железнодорожным транспортом новые, сложные задачи, что вызвало необходи¬мость коренного изменения правового регулирования железнодорожных пере¬возок. Одним из важнейших правовых актов в этой области, направленных на урегулирование железнодорожных перевозок, приведение правил железнодорожной перевозки грузов в соответствии с общемировыми стандартами, является Федераль¬ный закон от 10.01.2003г. №18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации” (далее – Устав, УЖТ). Устав входит в правительственный пакет по реформированию железнодорожного транспорта и представляет собой переработанную редакцию прежнего Транспортного устава железных дорог Российской Федерации.
Новый Устав направлен на правовое обеспечение структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, смысл которой состоит в создании рынка железнодорожных перевозок .
Большое внимание в новом Уставе уделяется договору перевозки груза, в частности, порядку оформления договора. Договор перевозки груза железнодорожным транспортом – один из наиболее проблемных среди договоров об оказании услуг фактического характера. Трудности добавляет объем правовых источников, официальных толкований и комментариев, имеющих разночтения .
Договор железнодорожной перевозки груза занимает особое положение в системе договоров перевозки груза, поскольку именно данный вид транспорта обеспечивает наибольший объем грузоперевозок, многопрофильность сферы услуг и их конкурентоспособность в рамках товарного рынка.
Глава 2:
В соответствии со ст.98 УЖТ за неправильное указание в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков железной дороги. Как видим, указанная мера ответственности носит характер штрафной неустойки, которая может быть взыскана сверх убытков, причиненных железной дороге.
В соответствии со ст.102 УЖТ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). Приведем следующий пример.
Индивидуальный предприниматель О. обратился в суд с иском о взыскании с ОАО “РЖД” суммы незаконно списанного штрафа за превышение грузоподъемности вагона.
Согласно материалам дела предприниматель самостоятельно осуществил погрузку в вагон товара. Так как на станции отправления отсутствовали весы, вес груза определялся им путем обмера и был указан в железнодорожной накладной 50 тонн при грузоподъемности вагона 63 тонны.
На следующей станции при выборочной проверке массы груза при взвешивании вагона перевозчиком обнаружено, что вес груза оказался на 4,5 тонны больше, чем грузоподъемность вагона, т.е. 67,5 тонн.
Указанный факт зафиксирован перевозчиком коммерческим актом и актами общей формы.
За превышение грузоподъемности вагона перевозчик начислил истцу штраф и списал сумму штрафа в безакцептном порядке с лицевого счета предпринимателя.
Согласно ст.27 УЖТ перевозчик имеет право проверять соответствие массы грузов и других, указанных в транспортных железнодорожных накладных сведений, внесенных грузоотправителем в такие накладные.
Ст. 102 УЖТ предусматривает, что за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель уплачивает штраф в размере пятикратной платы за перевозку данного груза.
Согласно Правилам оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом иски, связанные с начислением и взысканием штрафов, предъявляются в порядке, предусмотренном в порядке ст.125, 126 УЖТ.
Заключение:
Проделанное дипломное исследование позволило прийти к следующим выводам.
Согласно легальному определению договора железнодорожной перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить за перевозку груза установленную плату. Таким образом, предмет договора – реализация перевозчиком как минимум двух действий: доставка и выдача груза. Договор является реальным, взаимным, возмездным, отличается особым порядком оформления.
Договор железнодорожной перевозки грузов – это договор об исполнении третьему лицу, в котором грузополучатель, не являясь стороной в договоре, наделяется определенными правами и обязанностями в соответствие с нормами международных соглашений.
Из системы структурных элементов исследуемого (субъекты, предмет и срок договора) наибольший интерес вызывает субъектный состав.
УЖТ включает в их число, по крайней мере, три самостоятельных субъекта: перевозчика, владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и грузоотправителя.
Правовое положение перевозчика из всех вышеперечисленных субъектов претерпело серьезные изменения. Под перевозчиком теперь понимается всякое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ранее – только железная дорога), принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз управомоченному на его получение лицу (получателю).