Новый Устав направлен на правовое обеспечение структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, смысл которой состоит в создании рынка железнодорожных перевозок .
Большое внимание в новом Уставе уделяется договору перевозки груза, в частности, порядку оформления договора. Договор перевозки груза железнодорожным транспортом – один из наиболее проблемных среди договоров об оказании услуг фактического характера. Трудности добавляет объем правовых источников, официальных толкований и комментариев, имеющих разночтения .
Договор железнодорожной перевозки груза занимает особое положение в системе договоров перевозки груза, поскольку именно данный вид транспорта обеспечивает наибольший объем грузоперевозок, многопрофильность сферы услуг и их конкурентоспособность в рамках товарного рынка.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы исследования договора железнодорожной перевозки груза являются предметом изучения многих исследователей, как советского периода: М.К. Александрова-Дольника, И.Н. Петрова, Л.И. Рапопорта, В.Т. Смирнова, М.А. Тарасова, К.К. Яичкова, так и исследователями современного периода: В. Баукина, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.В. Расулова, Г.П. Савичева, М.С. Фальковича, К. Холопова и др.
Таким образом, объектом настоящего исследования будут общественные отношения, складывающиеся в сфере договора железнодорожной перевозки грузов. Предмет исследования – нормы отечественного законодательства, регламентирующие порядок заключения договора железнодорожной перевозки груза, его содержание, элементы, принципы ответственности субъектов договора, порядок урегулирования возникающих споров.
Указанное правило корреспондирует норме, содержащейся в ст. 359 ГК, согласно которой кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, в случае неисполнения должником в срок своих обязательств вправе удерживать эту вещь до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Особенностью же права на удержание, которым обладают железные дороги и иные перевозчики в отношении перевозимых ими грузов, является то, что удовлетворение их требований за счет удерживаемого имущества осуществляется не в общем порядке, предусмотренном, как это установлено ст. 360 ГК, для удовлетворения требований, обеспеченных залогом, а путем непосредственной реализации грузов перевозчиком.
Требования к таре и упаковке груза, качеству перевозимой продук¬ции должны предусматриваться соответствующими стандартами и техническими условиями.
При перевозке опасных, продовольственных и ско¬ропортящихся грузов отправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры, соответствующие знаки, ко¬ды опасности, предусмотренные правилами перевозок груза железнодорожным транспортом.
При погрузке отправитель указывает массу отправляемого груза, которую перевозчик может взвешивать при обеспечении им погрузки и выгрузки.
В не меньшей степени регламентируются права и обя¬занности грузополучателя нормами УЖТ, приказами МПС. По при¬бытии груза на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную желез¬нодорожную накладную грузополучателю, который должен оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы. Вместе с тем определенные действия мо¬гут осуществляться грузоотправителем и после прибытия груза в пункт назначения. Например, распоряжения гру¬зом, не принятым получателем (ст.ст. 34, 35 УЖТ).
Действующий УЖТ устанавливает обязанность получателя принять от перевозчика груз, доставленный в его адрес (ст.36 УЖТ РФ). Грузополучатель может отказаться от принятия груза только в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования такого груза.
По этому поводу в современной юридической литературе высказаны различные суждения. Во-первых, некоторые авторы лишь констатируют установленную транспортным законодательством обязанность получателя принять от перевозчика доставленный в его адрес груз, никак не оценивая соответствующие законоположения . Так, Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов указывают: “Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение, и его дальнейшая судьба определяется отправителем” .
22. Приказ Министерства путей сообщения РФ от 18 июня 2003г. №46 “Об утверждении правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов” // СПС КонсультантПлюс (Документ официально опубликован не был).
23. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005г. №30 “О некоторых вопросах практики применения ФЗ “Устав железнодорожного транспорта РФ” // Экономика и жизнь. – 2005. – №45.
24. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 2004г. №С1-7/уп-389 “О некоторых вопросах, связанных с подсудностью споров, вытекающих из договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом” // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. – 2004г. –№36.
25. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2004г. №7521/05 // СПС КонсультантПлюс (документ официально опубликован не был).
26. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 января 2005г. дело N КГ-А40/9884-05 (Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, вытекающих из договоров перевозки грузов (за первый квартал 2005г.) // Подготовлен специалистами системы КонсультантПлюс.
27. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2005г. дело N КГ-А40/10917-05// (Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, вытекающих из договоров перевозки грузов (за I квартал 2005г.) // Подготовлен специалистами КонсультантПлюс.