Введение:
Общественно-политические изменения, происшедшие в России за последнее десятилетие, кризис в экономике страны и деформированность складывающихся рыночных отношений повлекли за собой появление и распространение ряда общественно опасных деяний, ранее неизвестных или почти неизвестных теории права, практике борьбы с преступностью в нашей стране. К их числу относится легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ).
Но наличие уголовно-правовых норм само по себе не означает решения всех проблем предупреждения и пресечения такой деятельности. Международный опыт показывает, что для этого необходима система законодательных мер по обеспечению государственного контроля за операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и другим имуществом, ограничению в этих целях институтов банковской и коммерческой тайны.
Разработка и рассмотрение российского законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, так же как и правовое регулирование основания уголовной ответственности за такую деятельность вызывают острые дискуссии в научной литературе. В частности, как отмечается в литературе, определение состава этого преступления не вполне соответствует положениям Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 8 ноября 1990г. (Страсбургская конвенция), так как предусматривает ответственность только за совершение финансовых операций (например, размещение средств во вклады банков), преступных и иных незаконных сделок с имуществом, а также использование незаконных средств для предпринимательской или иной экономической деятельности. Совершение других операций с денежными средствами и иным имуществом остается вне сферы действия данной нормы.
Глава 3:
Криминологическая характеристика преступлений противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, наряду с другими причинами, предполагает рассмотрение вопроса и о личности преступника.
Личность преступника понимается криминологией как «совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми» . Она формируется под влиянием целой гаммы общественных отношений - правовых, экономических, политических, нравственных и пр. На личность преступника в сфере экономики основное, решающее влияние оказывают правовые, экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности, распределения, потребления, употребления и др.
Рассмотрим вопрос об отличии черт и свойств личности преступника, действующего в сфере экономики, от качеств преступника общеуголовной сферы. А такое отличие весьма существенно.
Различия касаются социально-демографических признаков, таких, как возраст, пол, социальное, семейное и должностное положение и др.
Среди «экономических» преступников практически нет молодых людей в возрасте 14-17 лет, основная масса состоит из лиц среднего возраста (36-40 лет). Возрастная разница вполне объяснима тем, что к моменту наступления взросления у молодого человека еще не возникла потребность в удовлетворении потребностей, выходящих за рамки обычного набора потребительских благ и услуг, которые еще представляется возможным удовлетворить за счет семейных средств, помощи родителей, социальных форм и т.п.
Известно, например, что женщин в общем числе лиц, совершивших экономические преступления, примерно столько же, сколько мужчин. А.И.Алексеев пришел к выводу, что «субъективный состав рассматриваемых преступлений (в сфере экономики) характеризуется примерно равным соотношением мужчин и женщин, т.е. криминальная активность женщин здесь намного выше средней» .
Заключение:
Проведенное исследование, в соответствии с его целями и задачами, позволяет сформулировать ряд основных выводов.
Родовым объектом рассматриваемого преступного деяния выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики страны как единого хозяйственного комплекса.
Видовым объектом выступают общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг.
Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. ст. 174, 174.1 УК, является сложным. Его определение имеет важное значение по следующим причинам: 1) чтобы выяснить характер и степень общественной опасности совершенного деяния; 2) правильно квалифицировать содеянное; 3) отграничить совершенное преступление от схожих преступных деяний.
По нашему мнению, непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовало бы выделить в рассматриваемом составе и факультативный объект, понимаемый как общественные отношения, находящиеся под уголовно-правовой защитой, но терпящие вред не во всех случаях совершения данного преступления. Таковыми, на наш взгляд, являются интересы потерпевших (физических лиц) и гражданских истцов (граждан, предприятий, учреждений или организаций). Ущерб, наносимый им, не всегда очевиден, однако это не означает, что он вообще не имеет уголовно-правового значения. Как было показано выше, нередко материальный ущерб достигает весьма значительных размеров и свидетельствует о высокой общественной опасности совершенного деяния, что должно учитываться при определении вида и размера наказания.
Следует иметь в виду, что под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в статьях 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование.