Введение:
Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе.
Рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных и тактических решений по управлению предприятием в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.
В новых условиях у предприятия возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу.
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает региональные процессы производства, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее.
Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранность всех средств хозяйства за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости продукции.
Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием основных фондов. Это объясняется тем, что они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную цель хозяйства.
Кроме того, бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:
а) формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
б) правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
в) достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
г) определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии, др.);
д) обеспечения контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
е) проведения анализа использования основных средств;
ж) получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.
Немаловажное значение в учете основных средств занимает также налоговый учет, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.
Возможны два варианта ведения налогового учета: 1) создание автономной системы ведения налогового учета, не связанной с бухгалтерским учетом. При этом каждая хозяйственная операция одновременно фиксируется в соответствующем регистре налогового учета и в бухгалтерском учете; 2) создание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета.
Если в организации бухгалтерский учет автоматизирован, то порядок ведения налогового учета определен той бухгалтерской программой, которую организация использует.
При использовании журнально-ордерной формы счетоводства целесообразно вести налоговый учет на основе данных учета бухгалтерского. Налоговый кодекс не запрещает использовать бухгалтерские учетные регистры в качестве регистров налогового учета. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Налоговый учет необходим также для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей, для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Следовательно, от правильной и четкой организации бухгалтерского учета зависит насколько эффективно будут использоваться основные средства на предприятии, а от организации налогового учета – точное определение налогооблагаемой базы и, как следствие, суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Поэтому актуально и целесообразно организовать учет основных средств наилучшим образом в обоих направлениях.
Целью данной работы является изыскание путей к совершенствованию бухгалтерского и налогового учета. Нельзя добиться полного однообразия бухгалтерского и налогового учета, ввиду противоречий в нормативных документах, которые регламентируют данные виды учета. Но можно попытаться организовать бухгалтерский и налоговый учет основных средств таким образом, чтобы приблизить их друг к другу.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и организационные основы бухгалтерского и налогового учета (нормативную базу, понятие и классификацию основных средств, их оценку и документальное оформление);
Глава 3:
Каждому объекту основных средств был присвоен инвентарный номер и открыта инвентарная карточка. (Приложение 2).
Бухгалтер делает следующие записи:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
1 200 000 руб. – отражена стоимость станка по договору (без НДС)
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
12 600 руб. – отражена стоимость монитора (без НДС)
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
27 350 руб. – отражена стоимость мебели (без НДС)
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
240 000 руб. – учтен НДС по станку
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
2 520 руб. – учтен НДС по монитору
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
5 470 руб. – учтен НДС по мебели
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
1 440 000 руб. – произвели оплату станка
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
15 120 руб. – произвели оплату монитора
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
32 820 руб. – произвели оплату мебели
Для принятия поступивших объектов к бухгалтерскому учету определяем их первоначальную стоимость.
Первоначальная стоимость приобретенного станка составила 1 228 800 руб. (1200000 руб. + 28800 руб.), так как по правилам бухгалтерского учета в первоначальную стоимость включаются суммы процентов за кредит, которые начислены до принятия объекта к учету (1440000 руб. х 24% : 12 = 28800 руб.). Первоначальная стоимость монитора и мебели составила 12600 руб. и 27350 руб. соответственно. Первоначальная стоимость всех приобретенных объектов была определена в размере 1 268 750 руб. (ведомость по счету 08). На каждый объект основных средств был составлен акт о приеме-передаче основных средств (Приложение3). В бухгалтерии делаются следующие проводки:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
12 600 руб. – принят к бухгалтерскому учету монитор по первоначальной стоимости
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
27 350 руб. – принята к бухгалтерскому учету мягкая мебель по первоначальной стоимости
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 66
28 800 руб. – включены в стоимость станка проценты за кредит за один месяц
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
1 228 800 руб. – принят к бухгалтерскому учету станок по первоначальной стоимости
После принятия к учету основных средств и погашения задолженности по расчетам с поставщиками счета-фактуры регистрируются в книге покупок (Приложение 4). С этого момента суммы НДС могут быть приняты к вычету.
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
240 000 руб. – предъявлен к налоговому вычету НДС по введенному в эксплуатацию станку
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
2 520 руб. – предъявлен к налоговому вычету НДС по введенному в эксплуатацию монитору
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
5 470 руб. - предъявлен к налоговому вычету НДС по введенной в эксплуатацию мебели
Для определения первоначальной стоимости объектов основных средств для целей налогообложения составляем регистр налогового учета.
Заключение:
В настоящей работе были рассмотрены основные правила и особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения основных средств.
Представленная работа состоит из введения и трех глав.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы диплома, определяется цель работы, и ставятся конкретные задачи.
Первая глава раскрывает основные организационные моменты о правилах учета основных средств. В ней рассматриваются основные нормативные документы, которые определяют методологические основы, порядок организации и ведения учета основных средств, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Раскрывается понятие и виды классификаций основных средств. Дается перечень унифицированных форм первичной учетной документации и описывается порядок ее заполнения. Рассматриваются бухгалтерские и налоговые методы оценки основных средств и порядок формирования различных стоимостей.
Вторая глава работы посвящена процедурам учета операций по движению основных средств. В первом разделе описываются операции по поступлению основных средств. В данном разделе помимо общих правил учета также детально рассматриваются все возможные способы поступления основных средств на предприятие, а именно: приобретение основных средств за плату; поступление в качестве вклада в уставный капитал; поступление по договору дарения (безвозмездно); приобретение основных средств по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами. Во втором разделе рассматриваются правила начисления амортизации и порядок расчета амортизационных отчислений в зависимости от выбранного метода начисления. Третий раздел описывает операции по выбытию основных средств. Существует несколько способов выбытия основных средств, в данной работе рассмотрены основные из них: продажа основных средств; передача основных средств по договору дарения; передача в качестве вклада в уставный капитал и списание основных средств по причине морального или физического износа. В данной главе помимо раскрытия теоретических аспектов, к каждой операции делаются возможные бухгалтерские проводки.
Весь материал, изложенный в двух главах, представлен с позиций двух учетов: и бухгалтерского и налогового и в конце каждого раздела дается сравнительная характеристика между ними.
Третья глава рассматривает порядок организации бухгалтерского и налогового учета на примере конкретного предприятия. В качестве объекта исследования было взято акционерное общество по производству лопастных и гидравлических машин. В первом разделе главы дается краткая характеристика данного предприятия, приводится перечень некоторых объектов основных средств, находящихся в собственности организации, описываются основные моменты организации бухгалтерского и налогового учета. Во втором разделе приводится конкретный пример, связанный с поступлением основных средств на предприятие. Так как основным видом поступления является приобретение за плату, то в примере рассматривается покупка нескольких объектов основных средств. Один из объектов приобретается за счет заемных средств, а два за счет собственных. Порядок принятия данных объектов к учету рассматривается поэтапно, после каждой операции делаются необходимые бухгалтерские записи. Интересным является факт определения первоначальной стоимости по бухгалтерскому и налоговому учету, так как проценты за кредит включаются в стоимость по разному. Также в примере приводятся несколько налоговых регистров, разработанных предприятием. В третьем разделе описывается порядок и метод начисления амортизации. На исследуемом предприятии для расчета амортизационных отчислений и в бухгалтерском и в налоговом учете используется один метод начисления амортизации – линейный. Это значительно упрощает порядок учета. Порядок расчета суммы амортизации для двух видов учета рассматривается пошагово. Равномерное распределение суммы амортизации в течение срока полезного использования амортизируемого объекта отражено в таблице. Для целей налогового учета составлена ведомость учета амортизации. В четвертом разделе рассмотрен пример, связанный с выбытием основных средств. На исследуемом предприятии основным видом операций, связанных с выбытием основных средств, является списание по причине морального или физического износа. В качестве объекта выбытия был выбран автомобиль. В примере описывается причина, по которой данный объект списывается с учета, подробно рассмотрен порядок списания. На все операции сделаны бухгалтерские проводки. В результате списания автомобиля был получен убыток. Для целей налогообложения порядок учета выявленного убытка отражен в ведомости налогового учета доходов и расходов по выбывшим объектам основных средств. Также в специальном налоговом регистре отражен порядок списания убытка на внереализационные расходы. В пятом разделе даны рекомендации по поводу организации учета основных средств на исследуемом предприятии. Предложены пути к сближению методов бухгалтерского и налогового учета, на примере АО «ГидроПресс»