Введение:
Процесс перехода к рыночным отношениям в России идет противоречиво и болезненно, но приобретает необратимый характер. В ходе преобразований устанавливаются новые хозяйственные связи рыночного характера между производителем и потребителем товаров, которые осуществляются через совокупность торговых предприятий и организаций.
Переход России к рыночным отношениям внес существенные изменения в организационную структуру торговли, как отрасль экономики. Вместо привычной системы торгов, где все решения о ценах, ассортименте и количестве товаров спускались «сверху», появилось множество коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые действуя на основе законов рыночной экономики, должны самостоятельно управлять своей деятельностью.
Совершенствование гражданского законодательства позволило торговым организациям использовать разные формы договорных отношений, а так же расчетов выраженных в иностранной валюте и условных денежных единицах.
Исторический процесс развития торгового хозяйства способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней отраслей – оптовой и розничной торговли.
Розничная торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс продажи собственных товаров или взятых на комиссию конечному потребителю. Задачи учета деятельности организаций розничной торговли заключается в организации распределения и движения материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления таким образом, чтобы было обеспечено своевременное предложения товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества. Таким образом, розничная торговля способна стимулировать производство и влиять на его структуру, а также определять характер и специфику потребления, что выделяет розничную торговлю как одну из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Кроме того, розничная торговля является важной бюджетообразующей отраслевой системой: в структуре налоговых поступлений в бюджет торговля занимает одно из ведущих мест. Поэтому от состояния торговли и ее эффективной организации во многом зависит формирование основ финансовой стабильности государства. Всем этим и объясняется актуальность поставленной темы моей работы: «Особенности бухгалтерского учета в розничной торговли и анализ ее деятельности».
Глава 3:
Таблица 13 дает возможность сделать определенные выводы. Так при расчете рентабельности продаж (R1) по прибыли определяется, что за отчетный год произошло увеличение прибыли, принесенной каждой единицей реализованной продукции. При расчете рентабельности активов (R3) выяснилось, что предприятию, для того чтобы получить 1 денежную единицу прибыли, независимо от источников привлечения этих средств в отчетном году потребуется меньше денежных средств, чем в предыдущем периоде. Рост доходнос¬ти собственных средств является условием и предпосылкой для расширения базы самофинансирования предприятия.
Расчет рентабельности основной деятельности (R4) показывает увеличение прибыли от реализации, приходящейся на 1 рубль затрат, в 3,3 раза к концу года по сравнению с началом года. Так же наблюдается увеличение эффективности использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок, определяемой при расчете рентабельности перманентного капитала (R5), в 6,5 раза за отчетный период. В результате произошло увеличение на 2 года срока, в течение которого полностью окупятся вложения в данное предприятие.
По итогам проведенного анализа хотелось бы сделать следующие выводы предложения.
Увеличение запасов на 62% за отчетный год свидетельствует о трудностях сбыта товара. Это приводит к замораживанию оборотного капитала, замедлению его оборачиваемости (см. таблицу 10). Кроме того, увеличение запасов приводит к увеличению налога на имущество организации, возникают проблемы с ликвидностью (см. таблица 5), повышается порча товара, что отрицательно влияет на конечный результат деятельности. Предприятию необходимо учитывать доброкачественность поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах и то, что товарыв запасе тоже должны отвечать этим требованиям.
Предприятию в данной ситуации следует провести рекламную компанию, установить скидки на товар, чтобы заинтересовать покупателя и повысить спрос; заранее проводить маркетинговые исследования: изучить демографический состав постоянных покупателей в данном городе, их предпочтения и «потребительскую корзину».
Предприятию необходимо образовывать оборотные средства не только за счет кредиторской задолженности, но и за счет собственных средств. Минимальное соотношение должно быть 50:50, тогда обеспечивается гарантия своевременного погашения кредиторской задолженности.
Заключение:
Настоящая работа была посвящена исследованию особенностей бухгалтерского учета розничной торговли, а также анализу финансового состояния конкретного хозяйствующего субъекта.
В первой главе были рассмотрены особенности организации розничной торговли как объекта бухгалтерского учета, в том числе понятие «розничная торговля», классификация розничной торговли, роль и задачи бухгалтерского учета.
Вторая глава была посвящена особенностям учета товарных операций в розничной торговле на примере конкретного предприятия: поступление и продажа товаров и тары, предпродажная подготовка, классификация расходов на продажу, комиссионная продажа, учет товарных потерь и завеса тары, применение контрольно-кассовых машин в розничной торговли, отражение в учете результатов инвентаризации.
Хотелось бы выделить следующие проблемные вопросы, с которыми сталкиваются бухгалтеры торговых предприятий.
Одна из них - это оформление счета-фактуры, на основании которой покупатель сможет предъявить уплаченную им сумму налога к вычету или возмещению. Согласно ст.169 п.2 Налогового кодекса РФ сумма налога к вычету или возмещению применяется в том случае, если счет-фактура составлена в соответствии с требованием п.5,6 ст.169. Федеральный закон от 29.05.02 №57-ФЗ существенно изменил эти требования к либерализации. С 1 января 2002г. наряду с подписанием счетов-фактур руководителем и главным бухгалтером организации допускается подписание счетов-фактур иными лицами (не обязательно должностными), уполномоченными на то не только приказом по организации, но и иными распорядительными документами либо доверенностью от имени организации. При этом заверение счета-фактуры печатью организации больше не требуется.